2012-01-29 13:11:49
ГлавнаяСтрахование — Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования



Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования


Модели регулирования в политологии

Экономическая теория регулирования, предложенная Стиглером и его последователями, была с энтузиазмом принята экономистами и в целом отвергнута политологами. В экономике это был радикальный шаг вперед от теории общественного интереса.

В политологии же к этому моменту уже существовали аналогичные и даже более сложные теории. Суждение о том, что регулирование служит интересам регулируемого производства, в политологии до Стиглера высказывали Херринг (1936), Хантингтон (1952), Бернштейн (1955), Эдельман (1964).

Если считать, что основной вывод экономической теории Стиглера состоит в том, что процесс регулирования отражает спрос на регулирование со стороны заинтересованных групп, участвующих в политическом процессе, а политические решения представляют собой достигнутое в результате взаимодействия между группами равновесие, то экономическую теорию регулирования можно назвать упрощенным вариантом теории групп Трумана, появившейся на 20 лет раньше. Труман утверждал, что политические решения являются результатом конкуренции между группами. Стиглер только добавили, что промышленные группы обладают большими ресурсами по сравнению с потребительскими, и поэтому должны в большей степени выигрывать от регулирования.

Теория групп Бентли и Трумана интереснее, чем экономическая теория регулирования. Она подчеркивает важность участия заинтересованных групп в формировании общественной политики. Теория предполагает, что в основе политического процесса, к которому относятся и решения о регулировании, лежит взаимодействие между группами. Индивиды с общими интересами объединяются формальным или неформальным образом, чтобы донести свои требования до правительства. По определению Трумана, группа интересов это «группа, разделяющая одни убеждения, которая предъявляет определенные требования к другим группам в обществе». Такая группа становится политической, «если и когда она делает свое заявление через любой институт правительства». Мнение отдельных индивидов важно только в тех случаях, когда они действую от имени или как часть некоторой группы. Группы — это мост, соединяющий индивидов и правительство. Политический процесс является борьбой между отдельными группами за влияние на принимаемые политические решения. Задача политической системы - это управление конфликтом между группами путем установления правил борьбы, организации компромиссов и уравновешивания интересов, реализации достигнутых компромиссов в виде политических решений и исполнения этих решений.

В соответствии с этой теорией, политика регулирования в любой момент времени определяется равновесием, достигнутым в борьбе между группами. Это равновесие определяется относительной влиятельностью разных групп. Предполагается, что изменение относительной влиятельности некоторой группы приводит к изменению государственной политики в сторону соответствия интересам группы, усилившей свое положение. Влиятельность групп определяется такими факторами как численность, благосостояние, организационная структура, лидерство, доступ к принятию решений, внутренняя сплоченность.

В работах политологов рассматривалось множество примеров, не укладывающихся в рамки теории захвата и экономической теории регулирования. Эти исследования подкреплялись и серией экономических работ, посвященных теории общественного интереса, утверждавших, что регулирование накладывает на бизнес издержки и мало дает взамен. Вместе политологические исследования подтверждали, что регулируемая промышленность не всегда доминирует в процессе регулирования, и временами вынуждена смиряться с решениями, которых она предпочла бы избежать.

Такие примеры невозможно объяснить просто существованием группы потребителей, противостоящих промышленности. Хотя группы потребителей часто являются активными участниками политического процесса, исследования опыта регулирования показали, что регулирующие органы не отвечают пассивно на запросы групп. Они играют активную роль в определении результатов общественной политики, а не просто утверждают результаты группового взаимодействия. Можно привести примеры решений, которые основывались на профессиональных и этических нормах бюрократии. Напрашивается вывод о том, что на принимаемые решения влияют такие особенности представителей регулирующих структур как профессиональные нормы, политические законодательный авторитет, компетентность, размер бюджета и другие имеющиеся ресурсы, партийная принадлежность, способности к лидерству, наличие исполнителей.

Политологические модели регулирования категорически не поддерживают взгляд Стиглера на регулирующие структуры, совмещающие черты бюрократии и законодательной власти. Ряд исследователей предусматривает особое место для роли политических элит в процессе регулирования.

В чистом виде теория политических элит предполагает, что решения о регулировании отражают предпочтения и ценности правящей элиты. В соответствии с теорией элит народные массы апатичны и неверно информированы о политическом процессе, поэтому общественное мнение формируется немногочисленными элитами. Политические решения спускаются сверху вниз от элит к народу, при этом чиновники и бюрократия представляют собой всего лишь инструмент реализации принятых представителями элиты решений. Таким образом, решения о регулировании не имеют отношения к спросу, предъявляемому со стороны населения или промышленности (за исключением случаев, в которых представители отдельных отраслей промышленности являются и представителями правящей элиты). Изменение политического курса может происходить в результате переоценки как правило консервативными элитами своих ценностей.

Наконец, политология считает ошибкой рассмотрение интересов промышленности как монолитных. Значительное количество примеров показывает, что производители часто оказываются неспособными выступить единым фронтом в защиту своих интересов. Наиболее часто наблюдается противостояние крупных и мелких представителей одной сферы производства. Таким образом, регулируемая промышленность должна рассматриваться как множество задействованных интересов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Региональная система управления средствами социального страхования
Вернуться к списку публикаций