2012-01-29 13:11:49
ГлавнаяСтрахование — Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования



Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования


Экономическая теория регулирования

Основы экономической теории регулирования были заложены в статье Дж. Стиглера в 1971 г. Дальнейшее развитие экономическая теория регулирования получила в работах Поснера, Пелтцмана и Бекера. Основным элементом этой теории является интеграция анализа политического поведения с экономическим анализом. Политики, как и все остальные участники экономического процесса, действуют исходя из удовлетворения собственной полезности. Это значит, что заинтересованные группы могут влиять на результаты процесса регулирования, обеспечивая финансовую или иную поддержку политикам.

В соответствии с теорией Стиглера, в основе процесса регулирования лежит взаимодействие спроса и предложения, согласующееся с обычными законами рынка. Для формирования спроса ключевое значение имеет наличие в распоряжении государства уникального ресурса - права принуждения. Заинтересованная группа может убедить государство использовать это право в целях повышения благосостояния своих членов.

Обобщая результаты исследователей, разработавших экономическую теорию регулирования, следует выделить следующие основные ее элементы:

- Процесс регулирования представляет собой борьбу между заинтересованными группами за получение выгодного регулирования. Все участники процесса являются рациональными экономическими агентами, действующими исходя из максимизации полезности. Политика регулирования формируется в соответствии с рыночными законами спроса и предложения.

- Компактные хорошо организованные группы будут получать от регулирования большие преимущества, чем крупные, группы с нечеткими интересами. Это часто ставит в более выгодное положение лучше организованные группы производителей.

- Теория картелей способна помочь определить вид кривых спроса и предложения регулирования. Ценность объединения предприятий в картели тем выше, чем ниже эластичность спроса на производимый продукт и чем сложнее вход новых предприятий. Поэтому привлекательными для регулирования являются производства, структура которых близка к конкурентной или монополистической.

- Поскольку первичной политической функцией регулирования является перераспределение благосостояния в обществе, процесс регулирования чувствителен к чистым потерям. Политические решения, приводящие к снижению общественного благосостояния, доступного для перераспределения, приниматься не будут, поскольку они снижают общую выгоду от регулирования. В связи с этим регулирование более вероятно при наличии провалов рынка.

Экономическая теория регулирования выделяет четыре направления государственной политики, в которых могут быть заинтересованы промышленные или профессиональные группы. Это денежные субсидии, контроль над появлением новых конкурентов, регулирование деятельности производителей субститутов или дополняющих товаров и фиксирование цены. Задача теории экономического регулирования — объяснить, кому достанутся выгоды или соответствующие тяготы регулирования, какую форму примет регулирование и как оно повлияет на распределение ресурсов.

Экономическая теория регулирования на первый взгляд кажется не более чем приглаженной теорией захвата, обсуждавшейся выше. Однако она основывается на строгих предпосылках общей экономической теории, предполагая рациональное поведение участников процесса регулирования.

Несмотря на значительный прогресс, экономическая теория регулирования не дает возможности предсказать, какой размер группы является оптимальным для получения регулирования. Основной недостаток экономической теории регулирования состоит в том, что она представляет собой список критериев, пригодных для предсказания того, получит ли промышленность благоприятное законодательство. Это не последовательная теория, дающая однозначные подтверждаемые гипотезы.

Кроме того, в своем экстремальном выражении теория не оставляет места возможности общественности беспокоиться о способности заинтересованных групп манипулировать политическим процессом. Экономическая теория также не предусматривает активной роли политиков и представителей регулирующих структур в процессе взаимодействия между заинтересованными группами. Теория считает политиков пассивными участниками процесса, хотя на самом деле они активно ищут избирателей и средства на предвыборные кампании.

Против теории Стиглера свидетельствует и ряд эмпирических наблюдений. Уже к 1971 г. стали возникать регулирующие структуры, работавшие не в интересах промышленности. В дальнейшем их количество стремительно увеличивалось. Это относится в первую очередь к мероприятиям социального и информационного регулирования. Во многих случаях регулирования здоровья, безопасности и охраны окружающей среды, а также защиты потребителей, хорошо организованные производители не смогли оказать сопротивление принятию неблагоприятных для них решений. Здесь в качестве компромисса выступает видение теории Бекером, учитывающее элементы теории общественного интереса.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Развитие системы страховой защиты экономических субъектов в условиях рыночной экономики
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих МО РФ
Демонополизация страхового дела в России
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Вернуться к списку публикаций