2012-01-29 13:11:49
ГлавнаяСтрахование — Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования



Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования


Теория общественного интереса

До начала 1960-х гг. доминирующей теорией государственного регулирования экономической деятельности была теория общественного интереса, считавшая причиной возникновения регулирования существование провалов рынка. В соответствии с этой теорией регулирующие структуры создаются для того, чтобы сокращать или ликвидировать неэффективность, вызванную провалами рынка. Иными словами, вмешательство государства оправдано, когда свободная конкуренция не обеспечивает Парето-эффективного размещения ресурсов. Два классических примера, обосновывающих регулирование в рамках теории общественного интереса — это регулирование естественных монополий и деятельности производств с большими внешними эффектами. В этих случаях регулирование теоретически может привести к повышению общественного благосостояния.

Теория общественного интереса имеет ряд недостатков.

Во-первых, это не очень полная теория. В ней отсутствует описание механизма, позволяющего обществу выражать свой спрос на регулирование. Кроме того, теория общественного интереса ограничивается предположением о том, что регулирование осуществляется с целью исправления провалов рынка, а не создает поддающуюся проверке гипотезу. Понимание того, когда должно осуществляться регулирование, достигается в рамках нормативного анализа. В отличие от него, позитивная теория должна объяснять, к чему приводит регулирование. Теория общественного интереса использует нормативный анализ для создания позитивной теории, утверждая, что регулирование обеспечивается в ответ на общественный спрос в целях исправления провалов рынка или несправедливости (например, ценовой дискриминации или извлечения сверхприбылей).

Основная слабость теории общественного интереса состоит в том, что вплоть до начала 1960-х гг. она не подвергалась систематической проверке. В начале 1960-х был проведен ряд эмпирических исследований, в результате которых было приведено множество опровергающих ее примеров. Многие отрасли промышленности регулировались, не будучи при этом естественными монополиями и не создавая внешних эффектов. Кроме того, в ряде случаев фирмы поддерживали и даже добивались регулирования своей деятельности. Наконец, проведенное в 1962 г. Стиглером и Фридландом исследование влияния регулирования на стоимость электричества показало, что даже регулирование естественных монополий не всегда влияет на ценовое поведение фирмы, преодолевая провалы рынка.

В свете этих опровергающих фактов теория общественных интересов была переформулирована. В более поздней трактовке она утверждала, что регулирующие органы создаются на благо общества, но часто не могут достигнуть поставленных перед ними целей из-за плохого управления.

Но даже в таком виде теория не стала более удовлетворительной по нескольким причинам. Во-первых, она не учитывает примеры, в которых регулирование, нежелательное для общества в целом, выгодно отдельным группам, имеющим влияние на политический процесс. Во-вторых, теория по-прежнему не находит достаточного практического подтверждения. В-третьих, до сих пор не было выдвинуто убедительного объяснения того, почему деятельность регулирующих органов должна быть менее эффективной, чем деятельность любых других организаций. Наконец, теория, как и раньше, основывается на нормативном подходе: она не объясняет, почему же регулирующие структуры плохо управляются.

Еще одна серьезная проблема любой версии теории общественного интереса состоит в том, что она не содержит связи или механизма, с помощью которого общественное мнение передается в законодательные структуры. Было предложено два возможных решения этой проблемы. Одно, принадлежащее Р. Коузу, подчеркивает моральное различие между частными и политическими действиями. Оно исходит из предположения о том, что поведение индивидов на рынке обычно мотивируется достаточно узким пониманием личного интереса. Это предположение является вполне оправданным, поскольку большинство рыночных отношений скорее выгодно для общества в целом, чем наоборот. В то же время действия участников политического процесса ограничиваются морально-этическими соображениями о негативных последствиях индивидуальных решений для других членов общества. Другой подход учитывает возможность объединения политических деятелей. В этом случае политические партии могут представлять свое понимание общественных интересов.

Несмотря на всю полученную критику, теория общественного интереса на сегодняшний день не утратила своего значения, войдя в качестве одной из составляющих в обоснование экономической теории регулирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования
Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка
Региональные особенности жилищного страхования в России
Вернуться к списку публикаций