2012-01-29 13:11:49
ГлавнаяСтрахование — Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования



Теории государственного регулирования экономической деятельности и их применение в регулировании страхования


Государственное регулирование экономической деятельности представляет собой широкое поле исследований. Существуют различные теории, объясняющие причины и результаты регулирования отдельных отраслей экономики.

Основная задача теории государственного регулирования - найти ответ на вопросы, почему правительство ограничивает свободу действий экономических агентов и к каким последствиям приводит принятие решений о регулировании. В идеале эта теория должна определять, кому выгодно регулирование, в каких формах оно будет осуществляться, какие отрасли промышленности наиболее вероятно будут регулироваться, а также давать практические рекомендации для принятия политических решений в этой области. Изучение регулирования создало несколько теорий, объясняющих политику правительства.

С точки зрения метода анализа существующие теории государственного регулирования можно разделить на позитивные и нормативные. В центре внимания позитивных теорий находится анализ последствий регулирования экономической деятельности, описание существующих систем регулирования, а также политических и экономических сил, его осуществляющих. Нормативные теории занимаются выработкой заключений о целесообразности конкретных мер регулирования. Имея более рекомендательный характер, они исследуют вопрос о том, каким должно быть регулирование, занимаются оценкой того, насколько успешно осуществляются различные программы, и выработкой политики регулирования, отвечающей поставленным целям.

С содержательной точки зрения, существующие закономерности развития регулирования экономической деятельности позволяют выделить три основные категории регулирования:

1. Экономическое регулирование. К этой категории относится прямой контроль цен, прибыли, объема выпуска, регулирование входа и выхода. В страховании примером экономического регулирования является установление размеров тарифов и предоставление обязательных видов страхования.

2. Социальное регулирование. Социальное регулирование включает решения правительства, ограничивающие производственные процессы, вид и качество предлагаемых продуктов в связи с проблемами охраны окружающей среды, здравоохранения, надежности, безопасности и другими общественными целями. Это в первую очередь требования к минимальному капиталу, инвестиционной деятельности и составу активов страховщиков.

3. Информационное регулирование. К этому виду регулирования относятся требования приложения определенной информации к выпускаемым товарам и услугам. Примером является введение стандартных условий договоров страхования.

Выделяется три этапа формирования теории регулирования.

На первом этапе обоснование регулирования основывалось на существовании провалов рынка и необходимости их исправления путем вмешательства правительства. Изначально эта теория называлась теорией общественного интереса (public interest theory), а в дальнейшем получила название «нормативного анализа в качестве позитивной теории». В соответствии с ее принципами регулирующие органы должны действовать на благо общественных интересов. Однако такая точка зрения чересчур наивна. Существует ряд факторов, влияющих на политические решения. В результате их воздействия неизбежно возникает возможность «провалов государства», или его неспособности справляться с поставленными задачами. Можно отметить несколько причин, по которым регулирующие структуры оказываются не в состоянии эффективно выполнять свои функции. К ним обычно относятся недостаточная информированность государственных органов, ограниченность контроля над ответной реакцией частного сектора и бюрократией, исполняющей принятые решения, и ограничения, накладываемые непосредственно политическими процессами.

На втором этапе, в основном в результате недостаточного эмпирического подтверждения теории общественного интереса, экономисты и политологи развили теорию захвата (capture theory). Теория захвата предполагает, что агентства, созданные для регулирования, «захвачены» производителями. Эта теория на первое место ставит интересы промышленности, а не общественное благосостояние. Аналогичные теории, считающие, что регулирующие органы служат интересам промышленности, деятельность которой они регулируют, были выдвинуты в рамках политологии. Однако теории государственного регулирования, предложенные политологами, подчеркивают идеологическую мотивацию регулирования, его политические и административные аспекты.

При более детальном рассмотрении становится ясно, что теория общественного интереса и теория захвата фактически не являются теориями - это скорее гипотезы или утверждения, описывающие эмпирические закономерности. В отличие от них экономическая теория регулирования (economic theory of regulation), возникшая на третьем этапе формирования теории регулирования, является теорией в полном смысле этого слова: она позволяет проверять гипотезы на основании сформулированных предпосылок.

Тем не менее, многие практические закономерности до сих пор не согласуются и с экономической теорией регулирования. Поэтому некоторые из более современных исследователей считают, что все подходы, предложенные в рамках экономики и политологии, представляют собой узкий взгляд на проблему регулирования, изживший себя в способности анализировать государственную политику. Результатом их изысканий являются синтезированные теории процесса регулирования, совмещающие эмпирические изыскания из области экономической и политической науки.

Ниже более подробно рассматриваются основные теории государственного регулирования экономической деятельности: традиционная теория общественного интереса, теория захвата и экономическая теория регулирования. Отдельно обсуждаются особенности теорий регулирования, созданных в рамках политической науки. Затем излагается синтезированная теории Мейера, предложенная для исследования регулирования страховых рынков. В завершение обсуждаются возможности применения методов теории игр для прогнозирования результатов политических решений в государственном регулировании и более подробно анализируется вклад этих теорий в изучение регулирования страховой деятельности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Возникновение и эволюция института страхования
Особенности государственного регулирования страхового рынка в России на современном этапе
Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Анализ финансового механизма обязательного государственного страхования военнослужащих и его правовое регулирование
Вернуться к списку публикаций