2012-01-29 12:51:23
ГлавнаяСтрахование — Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков



Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков


Влияние инструментов государственного регулирования на структуру страховых рынков

Под структурой рынка в контексте данной работы подразумевается степень концентрации, наличие ограничений на вход и выход и регулирование текущей деятельности. Государственное регулирование влияет на все названные элементы рыночной структуры. Условно методы регулирования страховых рынков можно разделить на либеральные и жесткие. Либеральное регулирование стремится к созданию конкурентных рынков и минимальному вмешательству в их функционирование. Регулирование этого типа в значительной степени пытается ограничиться контролем платежеспособности страховых компаний и соблюдением принципов антимонопольного законодательства. Второй подход наоборот прибегает к усиленному регулированию страховых рынков исходя из того, что назначение страхования состоит в ликвидации провалов рынка, что делает его одной из сфер государственного управления. При этом подходе регулирующие структуры особенно активно используют инструменты регулирования текущей деятельности и контроля количества участников страховой деятельности. Можно привести достаточное количество аргументов за и против каждого подхода. Начнем с краткого теоретического анализа и примеров применения отдельных инструментов регулирования.

Концентрация. На первый взгляд может показаться не совсем очевидным, каким образом государственное регулирование влияет на уровень рыночной концентрации. Однако в результате изучения мирового опыта регулирования страховой деятельности можно заметить, что высокий уровень концентрации часто связан с существованием государственной монополии на страхование либо наличием нескольких крупных компаний, как правило представляющих интересы государства. Государство может снижать уровень концентрации путем введения антимонопольного законодательства либо повышать путем усложнения правил лицензирования и повышения требований к текущей деятельности.

В целом для страховых рынков характерен достаточно низкий уровень концентрации. Одним из наиболее неконцентрированных является рынок Великобритании, где в 1998 г. коэффициент концентрации для четырех крупнейших страховых компаний составлял только 7%. Низкая концентрация наблюдается также в некоторых странах континентальной Европы (Германия, Франция) и США, где по данным за 1998 г. коэффициент концентрации для четырех крупнейших фирм составил 9.9%. При этом всего на рынке работало около 5000 страховщиков. Такое большое количество участников отчасти связано с высокой фрагментацией рынка и регулирования: большинство компаний имеют лицензию на работу лишь в нескольких штатах. Получение дополнительных лицензий связано с высокими транзакционными издержками, поэтому режим регулирования предопределяет наличие большого количества мелких локальных страховщиков. Наоборот, относительно высокий уровень рыночной концентрации наблюдается, например, в Швеции. С точки зрения собираемой премии 84% рынка страхования недвижимости и ответственности обслуживается четырьмя крупнейшими компаниями. При этом на рынке общего страхования работает свыше 200 компаний. Большинство из них - это мелкие местные компании; только 15 шведских и 6 иностранных компаний потребительского рынка являются общенациональными. Еще в 1992 г. в Японии десять крупнейших страховщиков обслуживало свыше 70% страхового рынка, при этом всего в стране работало меньше 100 компаний.

Приведенные примеры не позволяют сделать однозначные выводы об оптимальном количестве участников страхового рынка. Сторонники либерального подхода очевидно выступили бы в пользу низкого уровня концентрации. Однако из примеров видно, что два ведущих рынка мира, США и Япония, добились своих результатов, имея совершенно противоположные структуры.

Ограничение входа и выхода. Наиболее очевидным методом ограничения количества участников страхового рынка является введение более или менее жестких ограничений на вход и выход. В ряде случаев теоретически простые процедуры могут на практике оказаться серьезным препятствием для создания новой компании или выхода из бизнеса. Можно выделить следующие источники ограничения входа на рынок.

Дифференциация продукта. Дифференциация продукта является одним из основных источников конкурентных преимуществ для новых компаний. Поэтому очень важно, насколько жестко регулируются условия договоров страхования. Наиболее мягкий режим регулирования условий договоров существует в Великобритании, где регулирование основывается на принципе «можете продавать все, что хотите, до тех пор, пока вы в состоянии исполнить взятые на себя обязательства». Достаточно жесткие ограничения продуктов, предлагаемых на страховом рынке, до сих пор наблюдаются в Японии, где процесс лицензирования нового продукта полностью зависит от субъективного решения Министерства финансов и занимает настолько много времени, что другие компании успевают скопировать нововведение. В результате регулирование содержания договоров и тарифов в этой стране фактически не дает возможности конкурировать на основе цен или инноваций.

Капитализация. Чем более строгие требования предъявляют регулирующие структуры к минимальному размеру начального капитала страховой компании, тем сложнее становится выход на рынок для представителей малого и среднего бизнеса. Требования к капитализации обычно предъявляются в виде минимальной суммы начального оплаченного капитала, которая сильно варьируются в зависимости от страны и вида деятельности. Так, в штате Нью-Йорк минимальный размер начального капитала для получения лицензии на страхование имущества составляет 500 тысяч долларов США, а в Индии до 23 миллионов долларов для иностранных страховщиков.

Процесс лицензирования. Процесс лицензирования новой страховой компании может занимать достаточно длительное время. Кроме того, он может задерживаться в связи с обстоятельствами, не зафиксированными в правилах лицензирования, в том числе из-за произвола со стороны регулирующих органов. В связи с этим в ряде стран законодательство предусматривает максимальный срок рассмотрения заявки на получение лицензии. Например, в Индонезии орган надзора обязан выдать свое принципиальное согласие и лицензию в два этапа, каждый из которых не может занимать более 30 дней. Условия лицензирования могут и непосредственно запрещать выдачу лицензии отдельным категориям просителей, например дочерним организациям иностранных страховщиков.

Экономия на масштабах. Наличие экономии на масштабах также снижает конкурентоспособность небольших и новых компаний. Новый участник рынка должен обладать значительными начальными ресурсами. Большинство исследователей считает, что в страховании присутствует постоянная или возрастающая отдача от масштаба, хотя эти выводы неоднозначны. Тем не менее, при наличии на рынке достаточных возможностей дифференциации продукта небольшие компании могут избежать этой проблемы, заняв узкую нишу, не дающую преимуществ крупным страховщикам.

Маркетинг и система продаж. С маркетингом и системой продаж связаны важные источники неэффективности в страховании, приводящие к установлению цен выше конкурентного уровня. В некоторых странах (например, США) существование страховых агентов позволяет вновь созданной компании использовать существующую систему распространения, избегая затрат на создание своей собственной. Прямая система продаж страхового полиса (существующая, например, в Германии) является серьезным барьером, требуя значительных дополнительных вложений при создании компании. Создать систему сбыта в Германии тоже сложно, потому что 80% полисов распространяют кэптивные агенты и отделы продаж компаний. Наибольшим преимуществом обладает ведущая немецкая фирма Allianz, на которую работает 43000 агентов. Могут существовать и другие препятствия к сбыту продукта: например, существующая в Японии система сильных межкорпоративных связей.

Выход на страховых рынках обычно осуществляется достаточно свободно. Но в некоторых случаях законодательство предусматривает наличие временного лага между моментами сбора премий и исполнения обязательств. Примером является принятие Предложения 103 в штате Калифорния. Предложение предусматривало реформирование регулирования страхования автотранспорта, в том числе снижение общего уровня тарифов по автострахованию, и запрещала разрыв договоров страхования по инициативе компании после вступления в силу закона в ноябре 1988 г. Ограничения выхода могут существовать в форме запрета, отзыва всех лицензий на занятие страховой деятельностью или штрафных санкций.

Ограничения текущей деятельности. Ограничения на текущую деятельность страховой компании имеет целью снижение конкуренции и ограничение объемов принимаемых рисков, а также защиту страхователей и общества от возможных злоупотреблений. Обычно индивидуальные страхователи защищаются сильнее, чем институциональные. Регулирование может предусматривать обязательное продление полисов, установление тарифов, ограничения, связанные с платежеспособностью и инвестиционной деятельностью. В том или ином виде они присутствуют практически повсеместно. Если рассматривать страны ЕС, то самый жесткий режим, включающий государственный контроль премий для многих видов страхования, предварительное одобрение содержания и стандартные условия контрактов сложился в Германии; аналогичным образом текущая деятельность регулируется во Франции и Италии.

При многообразии существующих систем регулирования приведенные примеры не дают возможности сделать однозначные заключения о влиянии того или иного метода государственного регулирования страховой деятельности на развитие страховых рынков с точки зрения чисто теоретического анализа. Более обоснованные выводы о влиянии отдельных инструментов регулирования на результаты функционирования страховых рынков могут быть получены с помощью методов регрессионного анализа.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Влияние особенностей страхового рынка на сущность, содержание и формы его государственного регулирования
Новые подходы в регулировании страхового рынка
Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков
Проблемы открытости российского страхового рынка и пути их разрешения
Вернуться к списку публикаций