2012-01-29 12:20:40
ГлавнаяСтрахование — Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка



Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка


Анализ модели

На основании проведенного экспертного анализа и сформулированных направлений политики участников конфликта возможные исходы были проранжированы. Результаты ранжирования приведены в Таблице 7.


Таблица 7

Ранги исходов


Сценарии

Иностранные страховые компании

Российские страховые компании

Клиенты

Государство

АКХ1

6

1

11

10

АКХ2

2

3

9

7

АКХ3

5

2

10

11

ALX,

4

4

8

8

ALX2

1

6

6

6

ALX3

3

5

7

9

B*X

7

11

1

5

CKX1

11

7

5

2

СКХ3

9

9

4

4

CLX,

10

8

3

1

CLX3

8

10

2

3


Больший номер соответствует более предпочтительному исходу с точки зрения данного участника. Так, наиболее предпочтительный исход для игрока F – CKX1, то есть давление на российское правительство с перспективой выхода на рынок без противодействия со стороны российских компаний при поддержке клиентов. Естественно, что наименее благоприятный исход - ALX2, выход на рынок в условиях противодействия и отсутствия спроса.

Процесс принятия игроками решений и поиска равновесного решения проиллюстрирован соответствующим деревом (Рисунок 1).


Дерево игры

Рисунок 1. Дерево игры


Анализ построенного дерева игры позволяет сделать следующие выводы:

1. В игре имеется единственное равновесие по Нэшу (NE), которое достигается сценарием CLX1, приводящее к исходу «давление иностранных компаний на правительство РФ с перспективой выхода на рынок, сопровождающееся противодействием со стороны российских компаний и поддержкой клиентов». Ранги игроков, соответствующие исходу этого сценария, описываются вектором (10, 8, 3, 1).

2. Главный игрок в этой игре - иностранные страховые компании. Следует отметить, что в равновесии он практически добивается цели своей политики - его ранг при NE-исходе составляет 10 при максимальном возможном значении 11.

3. Исход CLX1 также является Парето-оптимальным, то есть не может быть изменен в процессе переговоров без ущерба для одной из сторон.

4. Равновесие динамически устойчиво, поскольку оно является абсолютным равновесием, или порождает равновесие в каждой подыгре. Данный факт подтверждает реализуемость NE-сценария.

5. Единственная проблема — это полный провал государственных интересов на рынке страхования (ранг NE-исхода для государства равен 1, это самый низкий балл). Поэтому государству остается только сделать следующий ход, способствующий достижению его собственных интересов, что приведет к новой фазе разрешения конфликта.

Рациональный теоретико-игровой анализ решения, принятого правительством Российской Федерации относительно открытия страхового рынка для иностранных компаний, показал полный провал государственных интересов в данной сфере.

Представленная модель предсказывает, что рациональное поведение участников конфликта приведет к тому, что иностранные компании не согласятся работать в предложенных условиях. Они будут ждать изменения существующего законодательства, оказывая всевозможное давление на российское правительство. Естественно, что иностранные страховщики, представленные в России в данный момент, будут продолжать работать, скорее всего, их количество даже увеличится. Однако эта работа скорее отражает намерение занять стратегическое место на рынке и готовность немедленно активизироваться в случае создания более благоприятных условий, а не разворачивать широкомасштабную деятельность в данный момент.

Для российских компаний ситуация также складывается не самым худшим образом. Они получили желаемую отсрочку, продемонстрировав тем самым свою силу, и теперь могут продолжать спокойно работать в условиях минимальной конкуренции, не забывая при этом о необходимости продолжать лоббировать свои интересы.

В достаточно невыгодном положении оказываются клиенты, их ранг равновесного исхода равен 3 из возможных 11. Реализация равновесного сценария приведет к тому, что население будет по- прежнему лишено грамотных страховых услуг, что неизбежно стимулирует объединение групп, настроенных лоббировать интересы иностранных компаний от имени российских клиентов.

Тем самым, в результате принятого компромиссного решения российское правительство оказалось в очень сложном положении. На него будет оказываться давление со всех сторон: за открытие страхового рынка из-за рубежа и со стороны отечественных клиентов и за сохранение status quo со стороны российских компаний. Выигрыш, который при этом получает государство с точки зрения развития страхового рынка, оказывается минимальным. Поскольку данное равновесие является Парето-оптимальным, попытки достижения другого взаимного соглашения между участниками конфликта путем переговоров заранее обречены на провал. Из устойчивости NE-исхода следует, что данный равновесный сценарий будет реализован, что переведет конфликт в новую устойчивую фазу. Очевидна необходимость принятия нового решения, которое приведет к более удовлетворительному достижению целей государства, развитию страхового рынка. По тому, каким должно быть это решение, и имеет смысл вести широкомасштабные переговоры.

Следует также отметить возможность использования продемонстрированного в этой работе теоретико-игрового подхода для анализа возможных последующих политических решений с точки зрения их соответствия государственным интересам. Например, кажется весьма вероятным, что анализировавшиеся поправки к закону «Об организации страховой деятельности в РФ « на самом деле являлись только временной мерой, позволившей правительству отложить необходимость разрешения конфликта до более благоприятного момента. В таком случае перспективной задачей государства становится принятие решения, которое приведет к возникновению новой равновесной ситуации, в большей степени удовлетворяющей интересам участников конфликта, в первую очередь государственным интересам. Направление анализа политических решений в этом случае можно описать следующим образом. Рассматривая двух участников конфликта (иностранные и российские страховые компании), деятельность которых регулирует государство, и основываясь на сформулированных выше направлениях политики и стратегиях с некоторыми корректировками, можно составить следующую матрицу игры (Таблица 8).


Таблица 8

Матрица игры для анализа последующей государственной политики

Матрица игры для анализа последующей государственной политики

Анализ показал, что в настоящий момент конфликт находится в ситуации BL. Данная игра имеет единственное равновесие AM, которое также является Парето-оптимальным (сильное равновесие), приводящее к полномасштабному входу при условном согласии российских страховых компаний. Однако такой исход невыгоден российским страховщикам, так как приводит к худшему исходу, чем при status quo BL. Поэтому у них имеется объективный мотив проведения переговоров с иностранными страховыми компаниями по достижению арбитражного решения, если государство будет отстаивать свои интересы и интересы клиентов. Возможные варианты арбитражных соглашений представлены исходами ВК и ВМ, приводящими к ограниченному входу иностранных компаний.

Аналогичные рассуждения могут использоваться и для анализа других политических решений в области либерализации страхового рынка, позволяя прогнозировать их результаты с точки зрения удовлетворения интересам участников конфликта.


Меркурьева Ирина Станиславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Жилищное страхование в системе страховых отношений
Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих МО РФ
Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения
Влияние государственного регулирования на результаты функционирования страховых рынков
Вернуться к списку публикаций