2012-01-29 12:20:40
ГлавнаяСтрахование — Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка



Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка


По данным телефонного опроса, проведенного газетой «Деловой Петербург» в августе 1999 г. среди руководителей 15 страховых компаний Петербурга, некоторые представители российских страховых компаний видят в появлении иностранных конкурентов и положительные стороны. С ними связываются новые технологии и надежды на развитие отечественного рынка. Для подтверждения этой точки зрения можно процитировать ряд руководителей российских страховых компаний. Так, И. Иванов, вице-президент СК «РЕСО-Гарантия», считает: «Что касается утечки капитала за границу, то ведь и сейчас существует система перестрахования, и связано это с тем, что наш рынок еще слишком слаб для размещения крупных рисков» . С этим мнением согласен В. Логачев, зам. директора СК «Интеррос-Согласие», который добавляет: «Не стоит опасаться утечки средств за рубеж, это и так происходит через систему перестрахования (сейчас за границей перестраховывается 95% рисков), скорее отечественные страховщики боятся лишиться маржи, которую они получают от этих операций» . Еще одно позитивное последствие открытия российского рынка выделено В. Рудницким, генеральным директором ЗАО «Доверие»: «Их [западных страховщиков] присутствие поможет остановить беспорядок, царящий на страховом рынке».


Таблица 5

Результаты интервью с представителями российских страховых компаний: ответы на дополнительные вопросы:


Вопрос

Полученные ответы

Считаете ли Вы, что принятие поправок к закону РФ «Об организации страхового дела в РФ», ограничивающих деятельность иностранных компаний в России, было необходимо для развития отечественного страхового рынка?

• Да-4

• Нет-2

Считаете ли Вы необходимым введение ограничений по видам страхования, осуществляемым иностранными компаниями?

• Да-2

• Нет-4

Считаете ли Вы необходимым ограничение участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций России?

• Да-2

• Нет-4

Считаете ли Вы необходимым введение дополнительных требований к размеру минимального уставного капитала иностранных компаний?

• Да-4

• Нет-2

Считаете ли Вы необходимым установление требований к минимальному опыту страховой деятельности?

• Да-3

• Нет-3

Как Вы оцениваете желание иностранных страховых компаний работать в России?

• Хотят и готовы работать при существующих обстоятельствах - 2

• Не имеют особого интереса к российскому рынку - 0

• Готовы работать только в случае изменения существующего законодательства — 4

Как повлияет массовое появление иностранных страховых компаний в России на отношение потребителей к страхованию?

• Никак не повлияет - 0

• Приведет к потере клиентов российскими компаниями - 3

• В целом стимулирует спрос на страховые услуги - 3


Однако в целом российские страховщики одобрительно воспринимают ограничение допуска иностранных конкурентов, о чем свидетельствуют как результаты проведенного опроса, так и аргументация в пользу принятого законопроекта. Большинство страховщиков одобрительно относится к ограничению выхода иностранцев на российский рынок. В основном они согласны с принятием поправок Закону «Об организации страхового дела в РФ», хотя их мнения по поводу необходимости отдельных пунктов расходятся. Одним из основных аргументов против открытия рынка России является возможность утечки капиталов из страны. По словам И. Юргенса, президента ВСС, «в краткосрочном периоде выиграет страхователь, но в долгосрочном проиграют все, так как произойдет утечка из страны инвестиционных ресурсов. Введение ограничений на инвестирование резервов не представляется реальным. Наши компании не так уж плохи, их услуги лучше адаптированы, но им не хватает капитала». Кроме того, существует опасность проникновения на рынок недобросовестных иностранных компаний, — «на наш рынок первыми рвутся жуликоватые страховщики» . А. Чуб, помощник ген. директора ВСК, напоминает, что «в большинстве зарубежных стран существуют меры по защите национального страхового рынка. Принять предполагаемый законопроект - значит сохранить российскую национальную независимость, а вовсе не ущемлять интересы иностранных страховщиков». Аналогичной точки зрения придерживается А. Дубинин, директор ОСАО «Ингосстрах» и ряд других руководителей российских компаний.

Таким образом, основное направление политики российских страховых компаний было определено следующим образом: не пустить иностранных конкурентов на рынок.

Клиенты

В большинстве случаев мнение как самих страхователей, так и представителей российских страховых компаний состоит в том, что именно клиенты выиграют от появления на рынке иностранных компаний. Открытие рынка приведет к расширению круга страховых услуг, развитию накопительных видов страхования, устранению злоупотреблений и незаконной деятельности в страховании, снижению тарифов и повышению доверия к страховому рынку в целом.

Поэтому основное направление политики страхователей - получить доступ к услугам зарубежных страховщиков.

Государство

Хотя в рассматриваемой модели государство и не является активным игроком, можно добавить, что основным направлением политики государства, является создание развитого конкурентного страхового рынка. При этом государство, естественно, стремится к компромиссному решению, удовлетворяющему долгосрочным интересам всех участников конфликта.

Проведенное исследование конфликта интересов основано на методах теории игр и экспертных оценок. В качестве участников конфликта были выделены иностранные страховые компании, российские страховые компании, клиенты и государство. Предполагается, что государство сделало свой ход, приняв поправки к Закону «Об организации страховой деятельности в РФ», и в настоящий момент не является активным игроком, но при этом сохраняет заинтересованность в исходе конфликта в соответствии с заявленными интересами.

В распоряжении каждого игрока имеется набор стратегий, который был определен следующим образом:

Иностранные страховые компании (игрок F):

- А - работать на российском рынке (вход);

- В - отказаться от работы на российском рынке (отказ от входа);

- С - оказывать на российское правительство давление за равные условия (давление с перспективой входа).

Российские страховые компании (игрок I):

- К - работать без борьбы с иностранными страховыми компаниями (допущение входа);

- L - вести борьбу против входа иностранных страховых компаний (сдерживание входа).

Клиенты (игрок Н):

- X1 - предпочесть услуги иностранных страховых компаний;

- Х2 - предпочесть услуги российских страховых компаний или отказаться от страхования (отсутствие спроса);

- Х3 - не различать иностранные и российские компании.


Процедура принятия решения предполагается последовательной и состоит из следующих этапов. Игрок F (иностранные компании, главный игрок) решает, при каких условиях он хочет работать на российском рынке. Игрок I (российские компании) препятствует или не препятствует принятому решению. Игрок Н (клиенты) выбирает поставщика страховых услуг.

Возможные сценарии и исходы конфликта приведены в Таблице 6. В результате исключения нереализуемых сценариев и объединения сценариев, приводящих к одинаковым исходам, их количество было сокращено до 11.


Таблица 6

Возможные сценарии и исходы конфликта


Сценарии

Исходы

AKX1

Вход без борьбы в условиях поддержки клиентов

АКХ2

Вход без борьбы в условиях противодействия клиентов или отсутствия спроса

АКХ3

Вход без борьбы и работа в условиях конкуренции с российскими  страховщиками

ALX1

Вход при сдерживании в условиях поддержки клиентов

ALX2

Вход при сдерживании в условиях противодействия клиентов или отсутствия спроса

ALX3

Вход при сдерживании и работа в условиях конкуренции с российскими страховщиками

В*Х

Отказ от входа

CKX1

Давление с перспективой входа при поддержке клиентов

СКХ3

Давление с перспективой входа и конкуренция с российскими страховщиками

CLX1

Давление с перспективой входа при противодействии российских страховщиков и поддержке клиентов

CLX3

Давление с перспективой входа при противодействии российских страховщиков и индифферентности клиентов




← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Страховой надзор в системе государственного регулирования страхования
Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Сущность экономической категории «страховой рынок»
Процессы концентрации и поглощения как ведущая тенденция взаимодействия субъектов страхового рынка
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Вернуться к списку публикаций