2012-01-29 12:20:40
ГлавнаяСтрахование — Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка



Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка


История российской государственной политики в сфере либерализации страховой деятельности

Политику российского правительства по отношению к зарубежным страховщикам на рынке впервые определил Закон РФ «О страховании», принятый 27 ноября 1992 г. Закон предусматривал ограничение участия иностранного капитала в российских страховых компаниях в размере 45%. Смысл ограничения был очевиден: создать период, в течение которого деятельность иностранных компаний будет сдерживаться искусственным путем, а российские страховщики получат возможность развития без жесткого давления со стороны более сильных конкурентов. По соглашению между Россией и ЕС, заключенному в 1994 г., это ограничение должно было действовать до 24 июня 1999 г.

К сожалению, период отсрочки не помог сформировать страховой рынок в России. Объемные показатели развития рынка оказались значительно ниже, чем в годы страховой монополии; доля собираемой страховой премии в ВВП снизилась с 3% до 0,7%. Следует отметить сокращение количества заключенных договоров страхования, ограниченность рынка долгосрочного страхования жизни, незащищенность аграрного сектора, неразвитость рынка перестрахования. Считается, что около половины страховой премии - это только средства, прошедшие через счета страховых компаний. В результате финансовых потрясений 1998 г. компании столкнулись с новыми проблемами: они лишились значительных средств, вложенных в ГКО; потеряли депозиты и средства на расчетных счетах в банках. Возникли проблемы с договорами, заключенными в валютном эквиваленте.

Поэтому к середине 1999 года российское правительство оказалось перед необходимостью разрешения конфликта. С одной стороны, соглашение со странами ЕС и перспектива вступления России в ВТО требовали немедленного открытия страхового рынка. С другой стороны, российские страховщики в лице ВСС (Всероссийский Союз Страховщиков) настаивали на принятии разработанного ими законопроекта, направленного на защиту интересов российских компаний. Законопроект предполагал следующие меры, ограничивающие деятельность иностранных страховщиков в России:

1. Ограничение видов страхования: иностранные компании не имеют права осуществлять в России страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

2. Прекращение выдачи лицензий иностранным страховым организациям, если общая доля участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых компаний превышает 15%.

3. Необходимость специального разрешения на продажу акций и увеличение размера уставного капитала за счет иностранных инвесторов.

4. Оплату долей участия иностранных инвесторов исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

5. Осуществление обязанностей исполнительного органа страховой компании и главного бухгалтера гражданами Российской Федерации.

6. Не менее чем 15-летний опыт страховой деятельности иностранного инвестора на территории своего государства и не менее двух лет опыта участия в деятельности страховых организаций, созданных на территории России, в случае создания дочернего общества (за исключением организаций с иностранными инвестициями, созданных до дня вступления в силу закона).

7. Повышение минимального размера уставного капитала до 250 тысяч МРОТ, а при проведении исключительно операций перестрахования — до 300 тысяч МРОТ.

8. Возможность установления дополнительных требований к условиям формирования и размещения резервов, соотношениям между активами и обязательствами.


В июне 1999 г. законопроект, одобренный Думой и Советом Федерации, поступил на рассмотрение президента. Западные страховые компании делали все возможное, чтобы приостановить процесс продвижения закона. Руководители законодательных палат и президент получали письма от европейских страховых союзов, расценивавших попытку установления заградительных барьеров как крайне нежелательную. В зависимость от принятия закона ставились кредиты МВФ. В связи с этим давлением, 19 июня президент отклонил закон «О внесении изменений и дополнений в закон «Об организации страхового дела в РФ». В президентском заключении говорилось, что закон ограничивает деятельность иностранных компаний и ставит их присутствие на рынке в зависимость от успешного развития российских страховых компаний; критерий же минимального срока работы иностранных страховых компаний у себя на родине является завышенным.

Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: закон, защищающий права российских страховщиков, принят не был, но и ограничение на участие иностранного капитала тоже не было снято, как это должно было произойти по соглашению между Россией и ЕС.

Тем не менее, за Думой, единодушно поддержавшей законопроект, оставалось право на отмену президентского вето. В связи с этим в сентябре 1999 г. состоялся визит в Россию владельцев компании AIG Мориса и Эвана Гринбергов. Помимо ряда официальных встреч спикеру государственной Думы Г.Селезневу было доставлено письмо от конгресса США с протестом против нового закона. Это привело к тому, что слушания законопроекта были отложены.

Однако, несмотря на активные протесты США и ЕС, в ноябре 1999 года законопроект, ограничивающий деятельность иностранных страховых компаний в России, был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

Остается неясным, насколько принятие подобного закона будет способствовать развитию страхового рынка России. Задачей следующей главы исследования является анализ принятого правительством Российской Федерации решения с точки зрения разных участников конфликта с помощью теоретико-игровой модели.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Теоретико-игровое моделирование процесса либерализации российского страхового рынка
Страховой рынок России
Разработка механизма реализации корпоративных социальных программ
Международный и отечественный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка
Вернуться к списку публикаций