2012-01-18 21:40:22
ГлавнаяСтрахование — Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования



Страхование жилищного фонда как важнейшая часть жилищного страхования


Одним из направлений современных социально-экономических преобразований является развитие жилищного страхования в Российской Федерации. Страхование является одним из механизмов предупреждения и возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду. Но далеко не все слои населения могут позволить себе достаточную страховую защиту.

В последние годы из-за снижения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу увеличился разрыв между нормативно необходимыми объемами финансирования и фактически выделяемыми средствами на ремонт и содержание жилья. Вследствие этого возрос износ жилищного фонда и систем инженерного обеспечения, что привело к росту числа аварий, пожаров и иных чрезвычайных событий в домах, а также величины причиняемого ими ущерба.

С точки зрения повреждения или утраты, жилищный фонд стал сегодня уязвимее, хотя и более благоустроенным. Затраты, связанные с ремонтом поврежденного жилья и содержанием жилищного фонда, оказывают негативное воздействие на ход проведения преобразований, направленных на сокращение бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунальной сферы и повышение оплачиваемой населением доли затрат на жилищно-коммунальные услуги. Очевидная потребность в сокращении бюджетного финансирования работ по ремонту поврежденного жилья диктует необходимость использования иных источников и механизмов возмещения ущерба, причиняемого жилищному фонду авариями, пожарами и иными событиями.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства определяет в качестве такого механизма систему страхования, предполагая разработку и принятие соответствующего федерального «Закона об обязательном страховании жилья», что не исключает возможности страхования жилищного фонда на добровольной основе. Более того, практическое применение механизмов добровольного страхования жилья, а также использование страховых фондов для страхового возмещения ущерба и финансирования работ по предупреждению ущерба застрахованным объектам определено в качестве приоритетного направления для всех субъектов Российской Федерации в новых социально-экономических условиях.

В ходе проводимой жилищной реформы потребность в страховой защите имущественных интересов и жилищных прав граждан уже реально сформировалась. В настоящее время более половины жилищного фонда (65,3%) в Российской Федерации перешло в частную собственность (рис. 1).


Структура жилищного фонда по формам собственности в Российской Федерации (%)

Рис. 1. Структура жилищного фонда по формам собственности в Российской Федерации (%)


Следовательно, в случае повреждения или уничтожения жилья в результате стихийного бедствия или чрезвычайного события имущественные потери должны компенсировать не органы власти, а сами собственники. Однако, как правило, граждане - собственники жилья предпринимают недостаточные меры по защите своих имущественных интересов, продолжая по-прежнему рассчитывать на помощь со стороны органов власти. В свою очередь и органы власти из-за отсутствия рыночного механизма гарантий на случай уничтожения или повреждения жилья вынуждены принимать решения о ремонте или замене, неся существенные бюджетные затраты.

При повреждении жилья наниматель, как и собственник, вправе требовать, в том числе и в судебном порядке, возмещения ущерба от виновной стороны. Учитывая, что в большинстве случаев повреждения жилья связаны с неполадками в системах инженерного обеспечения (вода, тепло, газ, канализация и т.д.) или протечками кровли, виновной стороной, как правило, являются или подрядная организация, осуществляющая по договору со службой заказчика (владельцем дома) работы по содержанию и ремонту жилищного фонда, или соседи по дому. В случаях же повреждения или уничтожения квартир в результате пожара или залития водой при его ликвидации определить виновную сторону чаще всего становится невозможно. Абсурдно считать виновниками пожарных и предъявлять им требования о возмещении ущерба в случае залития квартиры водой при тушении пожара. По сложившейся практике устранение ущерба производится за счет средств, выделяемых на содержание и ремонт жилья, то есть за счет бюджетных дотаций.

Реформирование жилищной сферы создает необходимые предпосылки для развития жилищного страхования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218 жилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Основу жилищной сферы составляет жилищный фонд. В соответствии с этим законом «жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания».

В то же время понятие жилищного фонда имеется в действующем, но устаревшем и нуждающемся в обновлении Жилищном кодексе РСФСР, принятом в 1983 г. Согласно Жилищному кодексу РСФСР «находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера».

На условия и возможности жилищного страхования влияет складывающаяся структура жилищного фонда. Структура жилищного фонда Российской Федерации определяется в настоящее время законодательством РСФСР и Российской Федерации, что создает серьезные проблемы в проведении жилищной реформы. Она определяется действующими законодательными актами по-разному. Так, ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР включает в жилищный фонд:

• жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

• жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

• жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

• жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218 определяет следующие виды жилищного фонда:

• частный жилищный фонд:

- фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

- фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом;

• государственный жилищный фонд:

- ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;

- фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации;

- ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

• муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно- территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

• общественный жилищный фонд - фонд, состоящий в собственности общественных объединений.

Жилые дома, входящие в состав жилищного фонда, являются частью недвижимого имущества. Недвижимость в жилищной сфере представляет собой «недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания: сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы».



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Содержание и особенности функционирования страхового рынка
Формирование рыночных условий развития страхования
Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Влияние особенностей страхового рынка на сущность, содержание и формы его государственного регулирования
Модель организации жилищного страхования в системе страховой защиты
Вернуться к списку публикаций