2012-01-18 20:18:30
ГлавнаяСтрахование — Региональные особенности жилищного страхования в России



Региональные особенности жилищного страхования в России


На развитии жилищного страхования отрицательно сказывается отсутствие достаточных мер государственного регулирования, как по поддержке страхования, так и по стимулированию населения и предприятий к более широкому использованию его возможностей для защиты своих законных имущественных интересов.

Промышленный спад, проблема неплатежей в народном хозяйстве, критическое финансовое положение страховых компаний, инфляция, низкий уровень платежеспособности населения, неустойчивое законодательство, банкротство банков и других финансовых организаций существенно подорвали доверие населения к финансовым институтам.

В настоящее время основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений, перебои в производстве ложатся на бюджеты разных уровней. Целесообразно развивать жилищное страхование на федеральном и региональном уровнях, способствующих реализации экономического потенциала страхового сектора.

Следует отметить, что уровень развития страхования в различных субъектах Российской Федерации заметно различается, как и экономическое состояние регионов, входящих в состав федерального округа. Зачастую состояние страхового рынка зеркально отражает уровень финансово- экономического развития каждого региона.

Российский страховой рынок отличается значительными региональными диспропорциями. К настоящему времени сложилось крайне неравномерное распределение собранных взносов по регионам России. На Центральный федеральный округ приходится 78,5% от общего объема страховых взносов, в то время как на регионы Дальневосточного, Южного, Северо-Западного - соответственно 3,2%, 3,5%, 10%. (табл. 2). Это отчасти объясняется сосредоточением страховых компаний в Центральном федеральном округе. Характерна высокая концентрация страховых компаний в Москве, где зарегистрировано более 550 страховых компаний. В государственном реестре страховщиков Минфина России на 1 января 2002 г. зарегистрировано 1350 страховых организаций, таким образом в Москве их сосредоточено 40,7%.


Таблица 2

Структура страховых выплат и страховых взносов по федеральным округам Российской Федерации


Федеральные округа

Страховые взносы, млрд. руб.

В % к

общей

сумме

Страховые выплаты, млрд. руб.

В % к общей сумме

Всего

276,6

100

171,8

100

Северо-Западный ФО

10,0

3,6

6,8

4,0

Центральный ФО

217,2

78,5

136,2

79,3

Приволжский ФО

12,9

4,7

7,9

4,6

Южный ФО

3,5

1,3

2,6

1,5

Уральский ФО

18,6

6,7

6,4

3,7

Сибирский ФО

11,2

4,0

9,3

5,4

Дальневосточный ФО

3,2

1,2

2,6

1,5


Основными целями развития жилищного страхования в регионах должны являться:

• использование механизмов страхования для формирования стабильных рыночных отношений;

• создание условий для деятельности страховых компаний по защите имущественных интересов юридических и физических лиц;

• направление инвестиционного потенциала страховщиков на решение социально-экономических проблем региона.

На наш взгляд, недостаточно используется потенциал регионального страхового рынка для развития жилищного страхования. Основными причинами служат: отсутствие реальных экономических возможностей для страхователей в связи с невысокой эффективностью страхового законодательства и отсутствием статистической информации, ограниченность платежеспособного спроса на страховые услуги, недоверие российского населения к финансовым институтам в целом и к страховщикам в частности, низкий уровень благосостояния населения. В этой связи, достаточно очевидной является приоритетная поддержка развития региональных страховых рынков, особенно в условиях необходимости развития и введения обязательных видов страхования, затрагивающих интересы всех регионов России.

По нашему мнению создание единой концепции жилищного страхования будет способствовать обеспечению реальной компенсации убытков, причиняемых жилищному фонду в результате непредвиденных природных явлений, аварий, катастроф за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджеты территорий, а также созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов предприятий, физических лиц и государства.

Страховой рынок Поволжья является одним из лидеров по уровню развития страхования в России. В 2000 г. в Приволжском федеральном округе опережающими темпами развивалось добровольное страхование. Поступление по различным видам страхования составило 151,4% к 1999 г. Доля добровольного страхования в структуре страховых платежей составляет 63% от общего объема страховой премии. Объем платежей по страхованию имущества в 2000 г. составил 135,4% к 1999 г. (1723 млн. руб.).

Наиболее успешно страхование имущества осуществляется в Самарской области, Татарстане, в Пермской области, Нижегородской области, Удмуртской Республике. Страховщики Самарской области собрали более 3,4 млрд. руб. В этой области на одного жителя в 2000 г. пришлось 952 руб. страховой премии.

На страховом рынке Мордовии работает 14 страховых организаций вместе с филиалами. Из общего объема собранной премии приходится на добровольное имущественное страхование - 58,4%. Самый большой объем премий собирает САО «Росгосстрах-Мордовия». Это объясняется продолжительным временем работы компании с населением республики, наличием разветвленной сети филиалов в районах, большим штатом агентов. По оценкам мордовских страховщиков, застрахованным в республике можно считать не более 15% емкости страхового рынка.

В экономической системе функционирования Удмуртской территориальной подсистемы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера механизм страховой защиты в этой области занимает особое место, так как позволяет привлечь на эти цели внебюджетные финансовые средства. В этих целях постановлением Государственного Совета Удмуртии № 440 принята Республиканская целевая программа развития страхового рынка в 2001 - 2003 гг.

Анализ деятельности страховщиков Южного федерального округа свидетельствует о динамичном расширении страхового рынка, что отражается в неуклонном росте добровольного страхования. Страхование имущества юридических и физических лиц у страховщиков региона продолжает оставаться одним из самым значимых и перспективных видов добровольного страхования, занимающего наибольший удельный вес в общей структуре страхового портфеля добровольных видов страхования (39,24%). По состоянию на 1 января 2001 г. на поднадзорной межрегиональной инспекции территории зарегистрировано 67 страховых организаций и 107 филиалов, которые зарегистрированы как юридические лица вне поднадзорной инспекции территории.

Использование страхования как механизма защиты территорий и населения включает ряд направлений:

• возмещение ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам в результате пожаров, аварий и стихийных бедствий;

• оказание благоприятного влияния на состояние территорий через инструменты превенции, т.е. использование резерва предупредительных мероприятий;

• инвестирование временно свободных средств страховых резервов из собственных средств страховщиков в объекты, регулируемые на уровне субъектов Российской Федерации;

• межтерриториальное перераспределение этих ущербов при выплате через систему перестрахования.

Основным направлением страхования в области обеспечения безопасности территорий и населения является гарантия возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В условиях, когда изношенность жилищно-коммунальных фондов становится причиной многочисленных аварий, страхование жилья приобретает особую актуальность. В ряде городов и областей разрабатывается и внедряется система страхования жилого фонда с поддержкой местной администрации.

Система страхования жилых помещений получила свое развитие в частности в Рыбинске. Так, постановлением главы округа № 1391 «О системе страхования жилых помещений в Рыбинском муниципальном округе» система страхования распространяется на жилые помещения, расположенные в домах муниципального жилищного фонда. Не осуществляется страхование ветхого и аварийного жилья. Страхование производится на случай повреждения или уничтожения жилого помещения в результате наступления: аварий внутреннего водостока, водопроводных, отопительных и канализационных систем, даже если они произошли вне застрахованного помещения, но причинили ему ущерб; пожаров, в том числе возникших вне застрахованного помещения, но причинивших ему ущерб; проникновения воды в застрахованную квартиру при ликвидации пожара. При этом страховые взносы равны для всех и составляют 30 коп. за 1 кв. м. То есть в месяц страховой взнос для однокомнатной квартиры составляет около десяти рублей, трехкомнатной - около двадцати. Страхование осуществляется в добровольной форме. Квартиросъемщик вместе с квитанцией об оплате услуг и жилья получает страховой полис. Договор вступает в силу, если страхователь оплачивает страховой взнос.

Программа страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда начала действовать в 2001 г. в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. В настоящее время застраховано более сорока тысяч квартир. Чуть позже к программе присоединились Сургут, Свердловская область, Тамбов, Петрозаводск и Ярославль.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Становление системы государственного регулирования страхового рынка в Российской Федерации
Этапы становления и развития социального страхования в России
Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Страховой надзор в системе государственного регулирования страхования
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Вернуться к списку публикаций