2011-11-16 05:39:06
ГлавнаяСтрахование — Процессы концентрации и поглощения как ведущая тенденция взаимодействия субъектов страхового рынка



Процессы концентрации и поглощения как ведущая тенденция взаимодействия субъектов страхового рынка


На страховом рынке Ростовской области по данным Росстрахнадзора официально зарегистрировано 52 страховых компании и 16 филиалов компаний, имеющих головной офис за пределами Ростовской области. Из зарегистрированных компаний активную деятельность ведут не более 40, а из зарегистрированных филиалов - не более 10-ти. Из местных страховых компаний лучшие перспективы имеют СК ЭНИ (имущественное страхование), СК Адмирал (имущественное страхование и страхование жизни), СК Союз (страхование жизни и другие виды страхования), СК Панацея (обязательное и добровольное медицинское страхование), СК Айболит (обязательное и добровольное медицинское страхование). Из зарегистрированных филиалов могут реально претендовать на расширение рыночной ниши «Энергогарант», «Росгосстрах», «Ингосстрах», и, может быть, Военно-страховая компания, т.е. монополисты в своем рыночном сегменте. Их устойчивость объясняется тем, что эти компании имеют определенные конкурентные преимущества, в частности, Энергогарант является единственным страховщиком имущества предприятий энергетики. Для компаний-филиалов основной причиной слабых позиций является отсутствие реальных инвестиций для завоевания значительных сегментов регионального страхового рынка. Но «Энергогаранту» не грозит нехватка уставного капитала, так как его основной акционер - самая крупная компания мира - РАО «ЕЭС России». Особенностью же региональных компаний является лицензия на ограниченное число видов страхования, что не способствует финансовой устойчивости страховщика.

В условиях переживаемого российским страховым рынком этапа завершения периода свободной конкуренции, тенденция концентрации капитала реально может себя проявить только путем приобретения крупными московскими компаниями местных компаний. Для российского рынка в целом характерна жесткая экспансивная политика, и такой путь развития как постепенное вытеснение укоренившихся мелких предпринимательских структур в условиях непредсказуемости экономической динамики для серьезного бизнеса, в том числе страхового, представляется неприемлемым. Вероятнее представляется следующая логика развития страхового рынка: крупная (столичная) компания, имеющая лицензию на широкий спектр страховых услуг, будет расширять занимаемые рыночные сегменты за счет захвата региональных рынков. Захват будет происходить путем концентрации деятельности филиалов на тех сегментах рынка, которые остались за пределами лицензий местных компаний, и одновременного приобретения региональных компаний, занимающих весомое место по ряду направлений (как правило, это обязательное и добровольное медицинское страхование). По имеющейся информации, в Ростовской области некоторые московские страховые компании ведут активные переговоры о приобретении ряда местных компаний. Наибольший интерес представляют СК ЭНИ, СК Союз, СК Надежда (занимает рынок страхования имущества крупных строительных и монтажных организаций), и практически все из них готовы уступить крупные или даже контрольные пакеты своих акций или войти на определенных условиях в московские компании. Такая стратегия - внедрение и поглощение, - позволит московским компаниям получить потребителей услуг региональных страховщиков и привлечь потенциальных потребителей.

Еще одной линией развития страхового рынка будет соответствующее общероссийской тенденции объединение государственных органов регионального уровня и успешных предпринимательских структур. Такой прогноз основывается на уже имеющихся тенденциях: так, в Ростове администрация города в начале 2000 г. приобрела контрольный пакет акций СК «ЭНИ», т.е. была фактически создана муниципальная страховая компания. Мобилизованные этой компанией средства в 2000 году будут направляться на финансирование одной из инвестиционных программ города. В следующем году предполагается продолжить работу в рамках Совета страховщиков с другими страховыми компаниями (видимо, успешно функционирующими) по вложению ими средств страховых фондов в городские проекты.

В других регионах тенденция та же. Так, страховая компания «Жива» заключила с министерством образования РФ соглашение о страховании рисков министерства, предусматривающее страхование имущественного комплекса входящих в сферу ведения министерства предприятий и организаций, обеспечение страховой защиты работников сферы образования, а также учащихся, в частности, по программам медицинского страхования. В рамках соглашения предполагается развитие программы добровольного накопительного страхования школьников для оплаты их дальнейшего обучения в российских государственных вузах. Около 80% страховых резервов, сформированных по данному виду страхования, планируется передавать в федеральный фонд поддержки образования.

Распространяется практика заключения договоров о сотрудничестве между региональными администрациями и крупными московскими компаниями. В обмен на определенную помощь со стороны страховщиков, местные власти готовы способствовать деятельности избранной страховой компании на подведомственной территории. Так, страховая компания «Интеррос-Согласие» заключила с администрацией г. Норильска генеральный договор страхования и стала уполномоченным страховщиком администрации города. Компании предоставлено преимущественное право на страхование муниципальных рисков. СКПО (Москва) стала уполномоченной компанией администрации Тверской области. СКПО, в частности, будет страховать финансовые риски предприятий области при финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного и федерального бюджета, а также областное имущество, сдаваемое в аренду коммерческим и общественным организациям или передаваемое в залог. РОСНО подписало генеральное соглашение о сотрудничестве с правительством Саратовской области. Оно рассчитано на 5 лет и предусматривает, в частности, что РОСНО будет инвестировать средства, полученные от страховой деятельности в регионе, в экономические проекты на территории области. При этом правительство Саратовской области будет оказывать РОСНО содействие в осуществлении страховой деятельности в регионе и способствовать продвижению на рынок страховых продуктов общества. Ранее подобные договоры о сотрудничестве были подписаны между РОСНО и администрациями Карелии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Воронежской, Ленинградской, Оренбургской областей. Администрация республики Тува и страховая группа «Спасские ворота» подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее внедрение долгосрочного страхования жизни коренного населения республики, сотрудничество в сфере страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности, грузов, водного и воздушного транспорта, имущества, строительно-монтажных, пусконаладочных работ и гарантийных обязательств при строительстве и реконструкции зданий и сооружений. В 1997 году «Спасские ворота» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве с администрацией Чукотского автономного округа.

В августе Промышленно-страховая компания заключила генеральное соглашение о сотрудничестве в области страхования с администрацией Липецкой области. Основным направлением деятельности ПСК в регионе станет страхование рисков опасных производственных объектов. Местная администрация в рамках соглашения будет стимулировать развитие страховых программ ПСК в Липецкой области. При этом компания не претендует на право называться «эксклюзивным» страховщиком региона. ПСК будет размещать страховые резервы, сформированные из поступлений страховых взносов в регионе, в уполномоченных банках на территории Липецкой области, будет инвестировать денежные средства в реализацию проектов на территории Липецкой области и отчислять часть инвестиционного дохода в региональный бюджет. Ранее ПСК заключила близкие по смыслу договоры с Орловской и Тульской областью, ассоциацией «Черноземье».

Анализ изложенных фактов и отсутствие других тенденций позволяет утверждать, что взаимоотношения между государственными структурами: министерствами, государственными компаниями, региональными и местными администрациями, с одной стороны, и организационными формами отношений страхования, с другой, преимущественно устанавливаются без организации конкурсов, тендеров и извещения всех заинтересованных поставщиков услуг. При этом государственные органы тяготеют к заключению договоров, предусматривающих первоочередное право конкретного страховщика на страхование всех возможных рисков.

Крайне редко встречаются, примеры другого механизма отбора страховщиков. В частности, Горьковская железная дорога провела конкурс на право страхования своих рисков. Победитель конкурса получал право страхования грузов, пассажиров, багажа, перевозимых железнодорожным транспортом, а также сдаваемых в аренду подвижного состава дороги и ее недвижимого имущества. Принять участие в конкурсе могли любые страховые компании или их филиалы. При рассмотрении заявок учитывались финансовые показатели страховых компаний, опыт их работы по страхованию перевозок грузов и пассажиров.

В Москве также проводились конкурсы, позволяющие разделить московский рынок между несколькими крупными компаниями. Летом 1998 г. Москомимущество организовало конкурс среди страховщиков на право страхования арендуемых помещений от пожаров, затопления водой и других рисков. По условиям конкурса участвовать в нем могли страховые компании Москвы, доля иностранного капитала в которых не превышала 10%. Страховая компания также должна была соответствовать одному из двух требований: ее уставный капитал не должен превышать 12 млн. новых рублей при собственных средствах более 100 млн. рублей или уставный капитал должен составлять более 12 млн. рублей при собственных средствах более 300 млн. рублей. Кроме того, объем взносов, собираемых компанией по имущественным видам страхования, должен был составлять не менее 20% от общего объема поступлений. Компания также должна представить на конкурс отвечающую интересам Москвы программу страхования арендуемых помещений. По результатам конкурса аккредитацию получили компании «Аквико», Военно-страховая компания, «Геополис», МАКС, Промышленно-страховая компания, «РЕСО-Гарантия», «РК-Гарант», РОСНО, «Спасские ворота» и Страховая компания правоохранительных органов.

Однако уже в начале 2000 г. в Москве принято постановление правительства города «О развитии Московской страховой компании в 2000-2002 годах», в соответствии с которым она преобразуется в открытое акционерное общество, все акции которого закрепляются в собственности города. Соответствующим департаментам предписывается ввести компанию во все основные страховые программы города: страхования строительно-монтажных рисков, страхования от убытков в результате ухудшения земли, ипотечного кредитования, страхования муниципальных служащих, титула собственности, ответственности работодателя за привлечение иностранной рабочей силы и многие другие. Тем самым на откуп одной компании отдается практически весь московский страховой рынок.

К концу 1999 г. сократилось общее количество субъектов страхового рынка из-за невыполнения ими требований по величине минимального уставного капитала и потери платежеспособности в результате потери потребителей и активов. По оценкам департамента страхового надзора, основной причиной тяжелого финансового положения российских страховых компаний стал кризис банковской системы. Проблемы с проведением платежей привели к тому, что страховые компании не смогли осуществлять расчеты со своими клиентами. Реструктуризация государственных ценных бумаг, в которых страховщики держали в среднем 17-20% своих активов, стала только второй по значимости проблемой страхового рынка. По мнению ВСС, около 25% российских страховых компаний испытали серьезные финансовые трудности, связанные с замораживанием рынка государственных ценных бумаг, и около 300 страховщиков по этой причине прекратили свою деятельность на рынке.

Полагаем, что производители продукции страхового назначения имеют всего две стратегии выживания, и весьма вероятной представляется следующая логика развития страхового рынка в России. В соответствии с первой стратегией выжившие после кризиса компании могут попытаться самостоятельно решить свои проблемы, выбрав путь сокращения расходов, в том числе работников, концентрации усилий на тех направлениях страхования, где компания имеет наибольшие конкурентные преимущества. Даже замораживание значительной части активов, убытки от девальвации не означают неизбежной потери платежеспособности в случае, если компания оказалась способной обеспечить поток доходов от старых и новых клиентов. Страховые компании будут продолжать проводить доступные их уставному капиталу операции, сведя к минимуму страховые выплаты и возмещения клиентам, т.е. будут вынуждены пойти на потерю репутации и отказывать в страховой защите страхователям при любом возможном случае, под любым формальным предлогом или осуществлять выплаты страхователям по очереди по мере поступления «живых» денег на счета.

Второй стратегией станет активизация процессов слияний и поглощений. Сохранить самостоятельность субъекты рынка смогут только, если будут развиваться по одному из следующих путей или используют комбинацию возможностей:

- ориентация, в первую очередь, на клиентов - юридических лиц (в идеале на предприятия-экспортеры), которые будут заинтересованы преимущественно в примитивных формах страховых услуг по уменьшению налогового бремени. Разработку сложных страховых продуктов для юридических лиц и предоставление услуг частным лицам придется отложить на несколько лет;

- активизация участия в различных государственных программах по обязательному страхованию, которые гарантируют пусть небольшой, но постоянный поток доходов;

- ориентация на сотрудничество с администрациями регионов, которые сохранили собственную производственную базу и в минимальной степени зависят от трансфертов из федерального центра.

Если первая стратегия будет означать на практике «организованное отступление на намеченные рубежи», то выбор второго пути развития позволит, скорее всего, в течение короткого периода времени не только сохранить свои позиции на рынке, но и улучшить их, пользуясь слабостью конкурентов. В любом случае, чтобы выжить, компании будут вынуждены приспособиться к новой экономической среде, отличительными чертами которой будут в ближайшие месяцы устойчивая инфляция (в 1999 г. - 36,5%), завышенный относительно паритета покупательной способности курс доллара, отсутствие рублевых финансовых инструментов, отличающихся надежностью, относительно высокой доходностью и общедоступностью.

Еще один возможный способ модификации взаимодействия организационных форм отношений страхования - слияние компаний с образованием нового юридического лица по-прежнему не получит распространения хотя бы по той причине, что новая компания должна будет заново получать все лицензии.

И, наконец, нереальным представляется такой возможный (теоретически) путь как поиск предполагаемого стратегического инвестора-акционера, и далее или сохранение юридической самостоятельности, или превращение в составную часть другой компании. Не самой плохой альтернативой прекращению деятельности может стать превращение компании в филиал иностранной страховой организации или, что более вероятно, российского страховщика, обслуживающего, например, интересы отечественных экспортеров.


Кухмиров Павел Сергеевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Возникновение и эволюция института страхования
Экономический потенциал развития страхового рынка России
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Характеристика структуры спроса и потенциала российского страхового рынка
Вернуться к списку публикаций