2011-11-16 05:14:56
ГлавнаяСтрахование — Характеристика структуры спроса и потенциала российского страхового рынка



Характеристика структуры спроса и потенциала российского страхового рынка


В 1998 году по сравнению с 1997 годом реальные располагаемые денежные доходы упали на 18,2%, что стало самым значительным снижением уровня реальных доходов, начиная с 1992 года. До последнего кризиса, в 1997 году, реальные доходы выросли на 6% по сравнению с предыдущим годом. Падение реальных доходов началось еще в первом квартале 1998 года, когда оно составило около 10%. Однако во второй половине года этот негативный процесс усилился, и в четвертом квартале реальные доходы физических лиц были примерно на 28% ниже, чем в соответствующем периоде 1997 года. В первом квартале 1999 года падение реальных доходов продолжилось, и в январе-марте они составили всего 73% от уровня соответствующего периода прошлого года. Если избрать в качестве базы сравнения доходы населения в декабре 1996 года, то в течение января-ноября 1997 года они выросли с 85% до 90% базовой величины. В начале 1998 года произошло падение доходов, и они стабилизировались на уровне 75-81 % от базиса. После августовского кризиса произошло очередное падение, в результате которого доходы оказались на уровне 65-70% по отношению к базису. В начале 1999 года реальные доходы снова упали, и теперь они колеблются в диапазоне от 50 до 55% декабря 1995 года. Начиная со второй половины 1998 года, наблюдается постоянный ежемесячный рост прожиточного минимума, тогда как в предыдущие годы для этого показателя была характерна тенденция сезонного снижения в осенние месяцы. В результате ускоренного роста величины прожиточного минимума доля населения с доходами ниже прожиточного уровня в 1-ом квартале 1999 года достигла 55 млн. человек, что составляет уже 38% всего населения. Реальные среднедушевые доходы населения скорее всего упадут к началу 2000 года к уровню 1992 года. При этом действия правительства по погашению задолженности по зарплатам и пенсиям позволят избежать обострения социальной обстановки, но вряд ли приведут к появлению дополнительного спроса на страховые услуги (табл. 2.). Безусловно, и 6 лет назад после либерализации цен люди не перестали покупать страховые полисы, однако в то время у граждан было значительно меньше возможностей купить иностранную валюту, которая стала главным средством сбережения в крупных городах у экономически активного населения.


Таблица 2

Структура накоплений населения РФ.



Всего накоплений, млрд.рублей

В том числе

Остатки вкладов

Остатки наличных денег

Ценные бумаги

млрд.руб.

доля, в %

млрд.руб.

доля, в %

млрд.руб.

доля, в %

Июль

308,7

166,1

53,8

102,0

33,0

40,6

13,2

Август

305,1

161,1

52,8

101,4

33,2

42,6

14,0

Сентябрь

297,3

146,7

49,3

106,6

35,9

44,0

14,8

Октябрь

289,3

135,8

46,9

108,2

37,4

45,3

15,7

Ноябрь

300,6

137,8

45,8

115,9

38,6

46,9

15,6

Декабрь

306,1

140,8

46,0

116,7

38,1

48,6

15,9

Январь

330,3

148,6

45,0

131,1

39,7

50,6

15,3

Февраль

325,8

153,4

47,1

120,6

37,0

51,8

15,9


Падение реальных доходов привело к стагнации величины накоплений, даже выраженных в текущих рублевых ценах. Реальная же величина накоплений населения (с учетом темпов роста цен или динамики обменного курса рубля к доллару) упала почти в 2 раза.

В 1998 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 32,8% общего объема денежных доходов (в 1997г. - 32,0%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,4% (в 1997г. - 2,4%). В результате отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных в 1998 г. составило 13,4 раза по сравнению с 13,5 раза в 1997 году. Таким образом, дифференциация населения по доходам в течение всего года сохранялась на высоком уровне. Однако в начале 1999 года произошел перелом: соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных упало до 10,5 раз по сравнению с 13,1 разом в январе-феврале 1998 года. Тем самым, доходы наиболее богатых граждан росли менее быстрыми темпами, чем доходы наименее обеспеченных.

Доходы населения России резко дифференцированы по регионам. На общем фоне выделяется Москва, среднедушевые доходы в которой более чем в 4 раза превышают среднероссийский показатель. Например, в июле 1998 года среднедушевые доходы в Москве в 3,6 раза превышали среднедушевые доходы в Дальневосточном экономическом районе, который занимал второе место по величине доходов во всей России. В тоже время разница в доходах между ним и самым бедным районом РФ - Волго-Вятским - не превышала 2 раз. В областях, которые окружают Москву, среднедушевые доходы даже ниже среднероссийских. Произошедший кризис не изменил соотношение регионов по уровню среднедушевых доходов. Этот показатель в феврале 1999 года в Москве был по-прежнему в 4 раза выше, чем в среднем по России. Среднедушевые доходы в Дальневосточном районе были почти в 3,5 раза меньше, чем в столице. А разрыв между районом с минимальными доходами и районом, занимающим вторую позицию, составил 2,1 раза.

В результате в июле 1998 года и в феврале 1999 года на Москву приходилось порядка четверти всех доходов населения России, а доля расходов за счет сокращения сбережений москвичей даже увеличилась с 26% до 31% от общероссийского показателя (см. табл. 3.).


Таблица 3.

Доля регионов в общероссийских доходах и расходах населения, %


Регион

Июль 1998 года

Февраль 1999 года

Доля в общих доходах

Доля в общих расходах

Доля в общих доходах

Доля в общих расходах

Северный

4,0

3,2

4,4

3,5

Северо-Западный

5,1

5,7

5,1

5,2

В т.ч. Санкт-Петербург

3,5

4,2

3,5

3,8

Центральный

34,2

35,5

33,2

39,0

В т.ч. Москва

24,4

26,4

23,9

30,7

Волго-вятский

3,4

3,7

3,2

3,1

Центрально-Черноземный

3,7

3,5

3,7

3,5

Поволжский

8,4

9,5

8,8

9,0

Северо-Кавказский

7,3

7,6

7,5

7,4

Уральский

10,4

10,5

10,8

9,5

Западно-Сибирский

11,8

10,2

11,1

9,5

Восточно-Сибирский

5,5

5,1

5,9

4,8

Дальневосточный

5,7

5,1

5,8

5,0

Калининградская область

0,4

0,5

0,4

0,5

РФ всего, млн.руб.

132 110,1

108 808,0

175 387,4

154 386,5


Проведенный беглый анализ макроэкономического положения страны, финансовых показателей деятельности российских предприятий и доходов населения позволяет утверждать, что кризис негативно отразился на тех сегментах рынка страховой продукции, где в качестве потребителей выступают физические лица. Во-первых, в результате кризиса многие финансовые институты потеряли платежеспособность, что повлекло за собой утрату страховыми компаниями доверия и популярности среди потребителей их продукции. Во-вторых, та часть потребителей, которая уже приобретала страховую продукцию или планировала это сделать, теперь не может считаться потенциальными потребителями из-за сокращения личных доходов.

Выход из сложившейся ситуации видится в грамотной маркетинговой политике при продвижении страховой продукции на рынке. Перспективы привлечения физических лиц различаются по видам страхования. Например, упрочившиеся на рынке субъекты могут привлечь новых потребителей из числа физических лиц, особенно тех, кто уже привык страховать свой автомобиль, квартиру или дачу и при этом перестал доверять своему прежнему страховщику. Наиболее безнадежная ситуация у чисто российских компаний на рынке накопительного страхования и долгосрочного страхования жизни. На этом сегменте страхового рынка высокие шансы преуспеть имеют только дочерние компании западных страховщиков. Эффективной может стать ориентация на предоставление услуг состоятельным частным клиентам. При этом страховщикам нужно предлагать клиентам такие страховые продукты, которые будут учитывать дальнейшую девальвацию рубля.

Предпринимательская деятельность на рынке страховой продукции к началу 1998 года характеризовалась появлением новых страховых продуктов и разработкой новых для России технологий их продвижения (в частности, через отделения банков). Субъекты страхового рынка согласовывали подходы к совместной деятельности и разделу отдельных сегментов рынка в рамках пулов, холдингов, ассоциаций. Мелкие компании искали стратегических партнеров, чтобы продать свой бизнес и наработанные связи на наилучших условиях. Московские страховщики активно расширяли свою филиальную сеть и закреплялись на региональных рынках как за счет создания отделений и филиалов на «пустом» месте, так и путем приобретения местных компаний. При этом страховщики стремились заключить выгодные для себя соглашения с региональными властями, по которым компания получала бы определенные привилегии по сравнению с остальными. Страховые выплаты росли, но не превысили в первом полугодии 1998 года и 50% по отношению к страховым взносам. При этом совокупные активы и капиталы страховщиков увеличивались быстрее инфляции. Таким образом, рос удельный вес страхового сектора экономики России во всей национальной экономике.

На страховом рынке Ростова и области отмечается та же тенденция: в г. емкость рынка увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 1998 г. Подъем рынка объясняется ростом рентабельности промышленного производства, повлекшим за собой расширение такого сегмента страхового рынка, как страхование ответственности владельцев объектов повышенной опасности. Такие объекты есть практически у каждого предприятия, а их страхование является обязательным. Отмечен рост и на таком сегменте рынка, как страхование грузов, также обусловленный возросшими темпами реализации продукции. Крупные потребители страховой продукции, например, «Ростовэнерго», стали оплачивать ее не векселями, а «живыми» деньгами, что свидетельствует о смягчении проблемы неплатежей. В основном рост емкости рынка достигается за счет воздействия на рынок государственных органов, т.е. обязательных и полуобязательных видов страхования. Под полуобязательными мы подразумеваем законодательные решения муниципальных органов, например, в Ростовской области - программа страхования муниципального жилья, принятый в 1999 г. местный закон о страховании. В соответствии с этим законом страховщики могут подписать с региональными властями договор о сотрудничестве, стать участниками специального фонда, который будет курировать совместные программы страховщиков и местных властей.

До обострения финансово-экономического кризиса интенсивно развивалось сотрудничество между страховщиками и банками. В начале 1998 года РСО «Помощь» (Санкт-Петербург) приступило к реализации услуг по личному страхованию через сеть отделений банка «Петровский», расположенных в почтовых отделениях города. Первоначально страховались только ритуальные услуги. С 10 марта РОСНО стало распространять страховые продукты через отделения Московского банка Сбербанка РФ. Это были услуги, «не требующие предварительной экспертизы», предусматривающие медицинское страхование, страхование автотранспорта, а также программы по страхованию квартир и домашнего имущества от огня, затоплений и противоправных действий третьих лиц. Страховая компания «Сберегательное товарищество страхования» («СТС»), созданная банковской группой СБС-АГРО, приступила к освоению такого сегмента рынка, как страхование от несчастных случаев всех новых акционеров банка - физических лиц. При покупке акций СБС-АГРО, распространяемых через сеть отделений банка, новым акционерам предполагалось выдавать страховые полисы. Величина страхового покрытия зависела от количества приобретаемых акций банка. Страховая компания «Россия» с 15 мая 1998 г. приступила к страхованию жизни в отделениях Автобанка Потребителям было предложено накопительное страхование жизни для детей и взрослых на сумму от $1 тыс. до $10 тыс.

Инкомбанк приобрел 25% акций страховой компании РЕСО-Гарантия, а последняя, в свою очередь, также стала владельцем небольшого пакета акций Инкомбанка. При этом компания планировала получить возможность использовать для продажи своих полисов региональную сеть банка: открыть филиалы или представительства во всех городах России, в которых был представлен Инкомбанк. Кроме того, Альфа-банк и СК РЕСО-Гарантия заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предполагалось, что РЕСО-Гарантия будет страховать залоги и владельцев пластиковых карт банка. РЕСО-Гарантия намеревалась также в будущем продавать через отделения Альфа-банка полисы по различным видам страхования, в частности, по страхованию жизни.

Другим путем пошла компания Континент-Полис. Вместо использования филиалов банков фирма приступила к созданию сети страховых магазинов. Специальные отделения компании должны были первоначально заниматься работой с физическими лицами и продвигать на рынок программы по страхованию автотранспорта и автогражданской ответственности перед третьими лицами.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Некоторые проблемы защиты конкуренции на страховом рынке
Роль страхового рынка в системе социально-экономических отношений
Социологическое исследование жилищного страхования
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Вернуться к списку публикаций