2011-11-16 04:34:21
ГлавнаяСтрахование — Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения



Организационные формы отношений страхования и специфика продукции страхового назначения


Особенностью обязательных для России видов страховой продукции, за исключением обязательного медицинского страхования, является крайне низкий коэффициент выплат и их нередкое использование исключительно в ведомственных интересах. Например, более половины взносов по обязательному страхованию пассажиров на железнодорожном транспорте используется для финансирования противоаварийных и других превентивных мероприятий на железных дорогах. На выплату застрахованным в 1997 году пошел всего лишь 1% собранных взносов. При этом в России не введен ряд признанных необходимыми в цивилизованных странах видов обязательного страхования, таких как страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта, страхование ответственности товаропроизводителей, страхование ответственности работников определенных профессий.

В 1998 году резко вырос уровень концентрации на таком сегменте страхового рынка, как страхование жизни (табл. 3).


Таблица 3.

Крупнейшие компании по страхованию жизни (1998 г.).


Компания

Город

Премии,

тыс.руб.

Доля в

общероссийской премии, %

1

Спасские Ворота-Л

Москва

3 657 693,5

29,5

2

ПСК

Москва

1 133 447,5

9,1

3

Спасские Ворота

Москва

995 182,2

8,0

4

Континент-Полис

Москва

369 005,2

3,0

5

АКВИКО

Москва

325 899,7

2,6

6

АСКО-Татарстан

Набережные Челны

277 043,9

2,2

7

РЕСО-Гарантия

Москва

244868,1

2,0

8

Стандарт-Резерв

Москва

233 625,1

1,9

9

Родина

Москва

226 846,8

1,8

10

Инкорстрах

Москва

200 492,8

1,6


Из таблицы видно, что компании, входящие в группу «Спасские ворота», занимают более трети общероссийского рынка страхования жизни. В результате страховая компания «Спасские ворота-Л» стала крупнейшей в России не только по величине аккумулированных страховых премий, но и по размеру выплат по всем видам страхования. Занимающая вторую позицию Промышленно-страховая компания выделяется на общем фоне тем, что ее страховые выплаты по итогам 1998 года превысили собранные премии на 66%.

Среди 150 крупнейших субъектов отношений страхования 49-ти компаниям, зарегистрированным в Москве, принадлежат почти 75% такого сегмента рынка как страхование жизни. В масштабе всего страхового рынка России на их долю пришлось 68,5%. Такой уровень концентрации не типичен для страхового рынка развитых стран, и даже в странах Восточной Европы уровень концентрации рынка выше, чем в России. По страхованию жизни доля трех крупнейших компаний там нередко превышает 80%, что объясняется сохранением сильных позиций прежних монополистов страхового рынка, на которые приходится в среднем 67% рынка.

Однако, по мнению иностранных специалистов страхового рынка (перестраховщиков и брокеров), из более чем 12 млрд. рублей страховой премии по страхованию жизни, собранной в России в 1998 году, не менее 80% занимает псевдострахование, представляющее собой услугу по минимизации налогов и обязательных платежей, взимаемых с фонда оплаты труда работников. Другой особенностью российского страхового рынка является включение в состав налогооблагаемой базы граждан как расходов на страхование жизни, так и страховых выплат по договорам страхования жизни сроком менее 5 лет или по досрочно расторгнутым договорам. Именно это условие помогло страховым компаниям сохранить клиентов во время кризиса, поскольку досрочное прекращение договора страхования резко увеличивало налоговые платежи страхователя.

На таком сегменте рынка, как классическое страхование жизни, спрос невысок, что объясняется, в первую очередь, недоверием потенциальных потребителей к производителям страховой продукции. Это побуждает последних изменять потребительские характеристики своей продукции, например, повышая доходность по накопительным договорам. Некоторые компании в 1998 году начислили клиентам доход исходя из 12% годовых в валюте. В то же время компания «AIG-Россия» (имеющая высший рейтинг надежности «ААА», присвоенный ей Международным рейтинговым агентством Standard&Poor’s) берет на себя лишь обязательство начислять ежегодно проценты, исходя из индекса рублевой инфляции, увеличенного на 3%. С октября 1998 года компания перешла на заключение договоров долгосрочного страхования, не предусматривающих привязку к доллару. А вот Промышленно-страховая компания (ПСК) не отказалась от проведения страхования жизни в валютном эквиваленте. Для снижения валютных рисков ею осуществляется перестрахование договоров в Кельнском перестраховочном обществе. Доходность по полисам составляет от 5 до 6,5% годовых в валюте.

Концентрация компаний на таком сегменте рынка, как личное страхование, несколько ниже, чем страхование жизни. Признанными лидерами по этому виду страхования, включающему добровольное медицинское страхование, а также страхование от несчастных случаев и болезней, являются московские компании РОСНО и МАКС, на долю которых приходится почти 30% общероссийской премии по этому виду страхования (табл. 4.). Из 230 компаний-лидеров по личному страхованию на долю 80 компаний, зарегистрированных в Москве, приходится порядка 80% собираемой премии. При этом те же самые 80 компаний более чем на две трети формируют национальную премию по личному страхованию.


Таблица 4.

Компания


Премии, тыс. руб.

Доля в общероссийской премии, %

1

РОСНО

Москва

879 655,9

18,1

2

МАКС

Москва

475 158,1

9,8


СОГАЗ

Москва

168284,4

3,5

4

Соцмед

Уфа

150639,7

3,1

5

РЕСО-Гарантия

Москва

133 822,8

2,8

6

Военно-медицинская

СК

Москва

116536,7

2,4

7

Ингосстрах-Россия

Москва

96 558,4

2,0

8

МАКС-М

Москва

84 376,0

1,7

9

Энергогарант

Москва

78 592,5

1,6

10

Ингосстрах

Москва

76096,1

1,6


Страховые услуги по имущественному страхованию и страхованию ответственности составляют в сумме почти 25% всего предложения на национальном страховом рынке (см. рис. 2.), т.е. на эти два вида страхования приходится почти четверть всех собранных в России страховых премий. В совокупности эти сегменты страхового рынка отличаются наименьшим уровнем концентрации среди других секторов. На рынке имущественного страхования и страхования ответственности к концу 1998 г. определились следующие лидеры (табл. 5.):


Таблица 5.

Крупнейшие компании по страхованию имущества и ответственности.


Компания


Премии, тыс. руб.

Доля в общероссийской премии, %

1

Ингосстрах

Москва

875 868,7

8,6

2

РОСНО

Москва

517756,2

5,1

3

Интеррос-Согласие

Москва

483 350,0

4,7

4

Энергогарант

Москва

260 986,3

2,5

5

ЛУКОЙЛ

Москва

258280,1

2,5

6

Мегарусс

Москва

212047,6

2,1

7

Сургутнефтегаз

Сургут

207628,1

2,0

8

Народный Резерв

Москва

207 082,4

2,0

9

РЕСО-Гарантия

Москва

198911,1

1,9

10

СОГАЗ

Москва

189526,4

1,9


В соответствии с представленными в таблице данными, наибольшую долю рынка занимают такие организационные формы отношений страхования, как компании «Ингосстрах» и РОСНО. Кроме того, среди 10 компаний-лидеров 5 мест занимают кэптивные компании (Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ и др.), созданные крупнейшими предприятиями топливно-энергетического комплекса или крупнейшими диверсифицированными финансово-промышленными группами. Страхование рисков в подобных компаниях позволяет учредителям жестче контролировать финансовые потоки и более эффективно управлять ими.

Среди крупных рисков по имущественному страхованию, застрахованных в последнее время, можно выделить страхование Саянского алюминиевого завода на восстановительную стоимость в $1,5 млрд. Кроме того, договором страхования предусмотрено возмещение убытков при поломке оборудования, недополучении прибыли. Страховщиком с российской стороны выступила компания «Ингосстрах». При этом риск был перестрахован в AIG Europe, Cigna, HSB Engineering, Francona, Swiss Re.

Страховые компании «ЛУКОЙЛ» и «Ингосстрах» планируют застраховать риски, связанные со строительством трубопровода, осуществляемым Каспийским трубопроводным консорциумом, более чем на $2 млрд. Страховое покрытие разбито на три части: покрытие по строительно-монтажным рискам составит $1,5 млрд., по рискам морских перевозок - $550 млн., по страхованию гражданской ответственности перед третьими лицами - $10 млн. Предоставлено оно будет на 36 месяцев. Эти риски предполагается перестраховать на Лондонском рынке через брокерскую компанию Sedgwick Group.

«Ингосстрах» и страховая компания «Волга-авто» участвуют в программе страхования Горьковского автомобильного завода. Комплексная программа страхования предусматривает страхование имущества и средств транспорта на общую страховую сумму 10 млрд. рублей. Из этой суммы 9,8 млрд. рублей приходится на страхование зданий и сооружений, оборудования, передаточных устройств и других основных средств предприятия.

Значительный сегмент рынка страхования имущества промышленных предприятий, в особенности основных производственных фондов предприятий энергетики, захватила компания «Энергогарант». Компания страхует здания, сооружения, технологическое и производственное оборудование, сырье и готовую продукцию, товарно-материальные ценности и другое имущество от пожаров, действия природных сил и стихийных бедствий, аварий различных систем жизнедеятельности, противоправных действий третьих лиц. Кроме того, «Энергогарант» проводит комплекс мероприятий по управлению риском для оценки уровня надежности и безаварийности оборудования, принимаемого на страхование, соблюдения предприятием условий страхования, проведения мероприятий по предупреждению страховых случаев и расследованию причин их наступления. Управление риском проводится как на этапе заключения договора страхования, так и на этапе «прохождения» договора страхования.

Значительная часть рынка, как видно по распределению страховых премий, сведенных в таблицы 3., 4., 5., принадлежит крупнейшим московским страховщикам, но в значительной степени это положение обеспечивают региональные филиалы и представительства Уход денежных потоков в виде страховых премий из регионов, а также уплата большинства налогов по месту регистрации (в г. Москве) вызывает недовольство региональных властей. Полагаем, что целесообразно было бы выдвинуть такое условие успешной деятельности столичной компании в провинции, как инвестирование средств, заработанных на данном рынке, в местные проекты.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Совершенствование нормативно-правового регулирования социального страхования
Демонополизация страхового дела в России
Современный страховой рынок и необходимость жилищного страхования
Эволюция экономической роли государства в страховании
Региональные особенности жилищного страхования в России
Вернуться к списку публикаций