2011-11-16 04:17:26
ГлавнаяСтрахование — Формирование института страхования в России



Формирование института страхования в России


В современной России происходит бурное формирование институциональной системы, вызванное кардинальным реформированием экономики. В отличие от стран рыночной экономики, где формальные институты экономики развивались эволюционным путем, закрепляя и дополняя неформальные, в России институциональная система формируется путем революционных преобразований в системе фундаментальных экономических институтов. В Законе «О страховании» нашла отражение российская специфика института страхования и сформулирован категориальный аппарат страховой деятельности. Вновь был установлен государственный страховой надзор в виде Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), который предназначен выполнять функции контроля за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

Правовыми документами, регулирующими отношения страхования, считаются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г., документы Росстрахнадзора, в частности, «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», датированные 1994 г. и другие нормативные акты. Законодательная база в трансформируемой экономике России подвергается постоянному усовершенствованию в целях повышения эффективного функционирования формирующегося рыночного механизма. В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. принимается Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании», разрабатывается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. По российскому законодательству страховщиками могут стать (получив лицензию в установленном Законом порядке) юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности. Под страховой деятельностью на условиях лицензирования понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных страховых фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Законом не предусмотрено государственное страхование, государство может выступать как соучредитель страховой организации. Закон устанавливает два вида страхования: добровольное (на основе договора между страхователем и страховщиком) и обязательное (в соответствии с законом). В зависимости от характера формирования уставного капитала все страховые компании в нашей стране условно делятся на два типа:

- акционерные, кооперативные и другие организации как альтернативные (противостоящие) по отношению к государственным страховым организациям;

- акционерные общества с некоторым участием капитала органов государственного страхования.

В США также имеются два типа страховых компаний: компании, организованные обычно в форме акционерных обществ и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо. Отсутствует единый федеральный Закон о страховании и единый федеральный орган по надзору за страховой деятельностью. Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Каждый штат устанавливает свои нормативы минимального уровня капитала, определяет виды предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям.

Законодательную базу страховой деятельности в Великобритании составляет Закон о страховых компаниях 1982 г. с учетом последующих изменений и дополнений к нему, адаптированный к требованиям страховых директив ЕС. Функции государственного страхового надзора в Великобритании возложены на Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI) и осуществляются через Страховой отдел Департамента торговли и промышленности, ведающий и выдачей лицензий DTI на право заниматься страховым бизнесом. Исключение составляют члены страховой корпорации «Ллойд» - вопросы лицензирования переданы в компетенцию высшего органа этой организации (Council of Lloydis). Вопросы лицензирования страховой деятельности дружеских обществ и профсоюзов, осуществляющих страхование своих членов на время забастовок, отнесены к компетенции Регистра дружеских обществ (Reqister of Friendly Societies). Иностранные страховые компании функционируют на страховом рынке Великобритании на тех же условиях, что и английские. Все страховые компании, зарегистрированные в качестве хозяйствующих субъектов за рубежом, должны удовлетворять требованиям DTI в части наличия у них финансовых ресурсов в Великобритании, адекватных взятым обязательствам по заключенным договорам страхования и перестрахования. Процедура выдачи лицензии на страховую деятельность обычно занимает шесть месяцев. Деятельность перестраховщика также подлежит процедуре лицензирования на общих основаниях со стороны DTI.

Департамент торговли и промышленности как орган государственного страхового надзора наделен широкими правами и полномочиями, главная цель которых- защита интересов страхователей. DTI осуществляет жесткий регулярный контроль за выполнением согласованной с DTI инвестиционной программой страховщика, назначает специальную проверку актуарных расчетов и др. Кандидатуры высших менеджеров страховых компаний, например, главного исполнительного директора, контролера (председателя наблюдательного совета) подлежат согласованию с органами страхового надзора. Особые меры государственного регулирования применяются в отношении страховщиков, специализирующихся на операциях накопительного страхования жизни и долгосрочных пенсионных планов накопления сбережений к определенному возрасту. Так, вопросы накопительного страхования жизни подлежат правовому регулированию английским законом о финансовом обслуживании 1986 г. (Financial Services Act, 1986). Деятельность дружеских обществ регулируется специальным законом о дружеских обществах 1974 г. (Friendly Societies Act, 1974). Особый закон о страховой корпорации «Ллойд» 1982 г. регулирует вопросы страховой деятельности этой корпорации.

В Великобритании действует обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, причиненный владельцами автотранспорта, авиаперевозками, лицами, занимающимися верховой ездой, а также лицами, которые содержат в домашних условиях животных, опасных для окружающих. Кроме того, предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности для адвокатов, бухгалтеров, страховых брокеров, а также операторов атомной энергетической установки. Договоры обязательного страхования (в силу действующего законодательства) заключаются страховыми компаниями, присутствующими на английском страховом рынке. Государственные организации Великобритании, как и в России, не выступают в роли страховщиков.

В Германии страховое дело разделено между системой государственного социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование - по старости, на случай безработицы, страхование на случай временной утраты трудоспособности, - обязательно для всех работников наемного труда. Обязательное страхование в Германии включает страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия; страхование профессиональной (гражданской) ответственности авиационных перевозчиков и диспетчеров по управлению движением гражданских воздушных судов; бухгалтеров, охотников, операторов атомных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. В некоторых федеральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

В настоящее время в Германии действует закон о государственном страховом надзоре 1983 г. с учетом последующих изменений, внесенных в декабре 1985 г. и октябре 1990 г., содержащий основные правовые нормы, регулирующие страховые отношения. Государственный страховой надзор осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний (BAV), основной целью которого является защита интересов страхователей. Страховые компании, учрежденные в отдельных федеральных землях, подлежат страховому надзору со стороны уполномоченных земельных департаментов экономики. BAV может передавать земельным департаментам экономики права по выдаче лицензий на страховую деятельность, оставаясь единственным органом, осуществляющим общее руководство страховой деятельностью в стране. Все прямые страховщики, исключая перестраховочные компании, должны обращаться в BAV за получением лицензии на страховую деятельность и одобрением предложенных кандидатур высшего звена управления страховой компании. Минимальная величина уставного капитала страховой компании должна составлять 5 млн. немецких марок.

Институты страхования в развитых странах формировались эволюционным путем, формализуя в правовые уложения существовавшие в экономических отношениях неформальные правила и обычаи. В Российской Федерации осуществляется революционное внедрение рыночных институтов, в том числе и в области страхового дела, вследствие чего институциональная система характеризуется высокой динамикой, нестабильностью и несовершенством. Высокая динамика обусловлена глубиной осуществляемых экономических преобразований и необходимостью их институционального оформления. Активное нормотворчество сопровождается его нестабильностью: часть законов и других нормативных актов остается не задействованной на практике, остальные быстро отменяются. Средний срок действия постановлений и распоряжений правительства по экономическим проблемам за годы реформ уменьшился в 4,7 раз и составлял в 1996 году 164 дня. Несовершенство законодательных актов, посвященных отношениям страхования, состоит в том, что они устанавливают его механизм и рабочие процедуры, но не охватывают ряд проблем экономического характера. Исследователи экономических отношений страхования отмечают, что разнообразие форм, отраслей, видов страхования «определяет необходимость системного подхода при создании в процессе реформ национальной системы страхования, соответствующей условиям рыночной экономики». Российское законодательство в сфере страхования не носит комплексный характер и поэтому неэффективно. В частности, отсутствует специальное законодательство по банкротству страховых компаний. Функции государственного надзора прекращаются после принятия решения об отзыве лицензии у страховой компании. Дальнейшая процедура ликвидации страховщика и удовлетворения интересов кредиторов определяется Гражданским Кодексом и законом «О несостоятельности (банкротстве)». В результате страхователи оказываются отнесены к пятой группе по очередности распределения конкурсной массы (следует отметить, что акционеры, ради благополучия которых, помнится, и проводилась приватизация - к шестой).

Кроме этого, в российской страховой системе не предусмотрена организационная структура, предназначенная защищать права страхователей. Подобные структуры существуют на Западе, например, на английском страховом рынке - Управление по защите страхователей (Policyholders Protection Board), которое было создано в соответствии с Законом о защите прав страхователей 1975 г. (Policyholders Protection Act, 1975). Кроме того, по упомянутому закону для страхователей создается особый компенсационный фонд, который формируется за счет денежных отчислений всех страховых компаний, имеющих лицензии и осуществляющих страховые операции в Великобритании. Уровень отчислений в компенсационный фонд основан на величине нетто-страховой премии, собираемой страховщиком по договорам страхования, заключенным с населением. В случае банкротства страховой компании средства компенсационного фонда используются для компенсации потерь по договорам обязательного страхования.

Пока непроработанность российской процедуры банкротства не затронула большинство страхователей. В течение периода действия закона «О несостоятельности (банкротстве)», вступившего в силу 1 марта 1998 года, всего семь страховых компаний были признаны банкротами. К их числу относятся московские страховые организации «Кредо», «Гермес», «Корпорация резервных фондов», «Ивма» и «Звезды», а также «АСКО-Ока» (Калуга), «Кузбасс-Прима-Полис» (Кемерово) и «Медискомп» (Волгоград). Возможно, некоторые стабильные компании захотят заполучить клиентов тех компаний, которые прекращают деятельность на рынке. Однако при этом неясны процедуры передачи ответственности от одной компании к другой.

В России не разработано антимонопольное законодательство в сфере страхования. В США страховая индустрия является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство. В странах ЕС антимонопольное законодательство предусматривает запрет на установление монопольных цен на страховые услуги путем сговора, получение страховщиком страховой премии по какому-либо виду страхования в размере, превышающем 30% совокупной страховой премии, приобретение одним субъектом определенной доли пакета акций страховой организации. Органы страхнадзора (BAV в Германии и DTI в Великобритании) имеют право запретить продажу полисов компаний, нарушающих антимонопольное законодательство, наложить штраф, запретить покупку акций и т.д. В России страховщикам разрешено объединяться в пул для страхования крупномасштабных проектов. Такое объединения не означает создание новой структуры, а позволяет более полно использовать собственные средства и резервы. Объединенные в пул страховщики договариваются об условиях страхования и устанавливают единые тарифы, объединяют статистические данные и распределяют риск между членами пула в соответствии с долей каждого в оплате административных расходов или выплате страхового возмещения.

Кроме того, в российском законодательстве отсутствуют положения, регулирующие деятельность обществ взаимного страхования, не принят закон, регулирующий обязательные виды страхования и утверждающий список обязательных видов страхования. До сих пор не введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Большинство страховщиков заинтересованы в принятии этого закона, что объясняется тем, что объем национальной премии в постоянных ценах мог бы увеличиться в течение года сразу в 1,5 раза Противники закона утверждают, что инфраструктура для этого вида страхования существует только в крупных городах, поэтому обязательное страхование автотранспорта станет всего лишь дополнительным налогом на население. Объективно не заинтересованы во введении обязательного страхования автогражданской ответственности региональные и местные администрации, которые будут вынуждены нести дополнительные расходы по страхованию средств общественного транспорта.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Проблемы и направления трансформации обязательного государственного страхования в системе социальной защиты военнослужащих министерства обороны РФ
Механизм государственного регулирования страхового рынка
Страхование военнослужащих зарубежных армий
Возникновение и эволюция института страхования
Допуск иностранного капитала как один из аспектов либерализации страхового рынка
Вернуться к списку публикаций