2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяДругое — Об использовании показателей уровня жизни



Об использовании показателей уровня жизни


Все явления и процессы общественной жизни изучаются статистикой посредством статистических показателей. Основная роль статистического показателя - достоверно характеризовать размеры изучаемых социально-экономических явлений, что предполагает правильность и точность показателя. При этом точность характеризует возможное отклонение показателя от истинных размеров явления, а правильность зависит от теории, на которую опирается понятие, лежащее в его основе. Если неправильны принципы и методы построения показателей, то никакие меры повышения точности спасти положение не могут.

Необходимо тщательно продумать методические положения, на которых строится рассматриваемый показатель. Его величина и даже смысл могут изменяться в зависимости от принятой методологии, от характера введенных в показатель данных. Неточное отражение действительности может привести к дезориентации различных общественных звеньев, что может послужить причиной социальных конфликтов и дестабилизировать экономику.

Существовавшая до недавнего времени система статистической информации формировалась в условиях централизованного планирования и была призвана обеспечить административно-управленческие функции министерств и ведомств. Поставленные перед ней задачи статистика выполняла добросовестно, хотя и была "лукавой". Методология статистики была оторвана от мировой практики и не могла быть использована для характеристики вновь возникающих явлений. Революционные перемены в российской экономике, естественно, оказали сильное влияние на статистику.

Изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация населения по уровню жизни. Поэтому для устранения возникших противоречий была утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Длившийся четыре года первый этап перехода можно считать завершенным. Однако изменения в методологии формирования показателей, сборе, обработке и анализе данных пока не приводят к желаемой достоверности и объективности статистической информации.

Такое положение, на мой взгляд, сложилось в методологии и исчислении показателей уровня жизни.

Уровень жизни населения является достаточно сложной социально-экономической категорией. Представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Для комплексной оценки уровня жизни требуется использование соответствующей системы специфических показателей, так как ни отечественная, ни международная статистика не знает способа расчета и использования какого-то одного показателя, который бы мог всесторонне характеризовать уровень жизни.

Необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России. Число исчисляемых показателей значительно уменьшилось. Ранее в систему входило 284 основных показателя, которые сводились в 20 тематических групп. Современная система показателей стала более обозримой и компактной. Она включает 7 групп и порядка 30 показателей:

1. Обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.).

2. Доходы населения.

3. Потребление и расходы населения.

4. Денежные сбережения населения.

5. Накопленное имущество и жилище.

6. Социальная дифференциация населения.

7. Малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит законченной.

Исчисляя и применяя тот или иной показатель, необходимо всегда иметь в виду, что отражает данный показатель, для каких целей используется и к каким действиям подталкивает.

Для оценки уровня жизни в современную систему показателей включены и используются на практике близкие по содержанию показатели: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. А в соответствии с Федеральным законом от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" вводится "новая" категория - "необходимый социальный набор".

Прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны.

Минимальный прожиточный бюджет - это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

Необходимый социальный набор - фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Из этих определений не ясно, в чем, собственно, здесь разница и почему величина минимального потребительского бюджета оказывается в 3-4 раза больше прожиточного минимума, а прожиточный минимум в 1,5-2 раза больше необходимого социального набора.

При этом в основе всех трех показателей лежит так называемая "потребительская корзина", состоящая из перечня основных продуктов питания и норм их потребления. Состав "потребительской корзины" также имеет некоторые различия. Так для расчета прожиточного минимума используется стоимость набора из 25 продуктов питания. Она рассчитывается по нормам, разработанным Институтом питания АМН совместно с Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и министерством труда РФ. В необходимый социальный набор их уже включается 23. Все нормы потребления рассчитаны на душу населения в год.

А для расчета индекса стоимости жизни (индекса потребительских цен) за фиксированный набор потребительских товаров, в частности, продуктов питания берется набор потребительской корзины, состоящий из 19 продуктов. В основе норм, принятых для расчета стоимости, заложены минимальные нормативы потребления мужчины трудоспособного возраста, поэтому они существенно отличаются от двух первых "корзин".

Исходя из вышерассмотренного, трудно ответить на вопрос: что отражает каждый данный показатель, какое явление он выражает количественно?

Было бы логично думать, что прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет будут взаимосвязаны с таким показателем уровня жизни, как "минимальный размер заработной платы".

Размер минимальной заработной платы должен гарантировать прожиточный минимум, то есть нормальное воспроизводство рабочей силы. Но этого не происходит. Определение показателя очень расплывчато и смысл не отвечает содержанию. Минимальный размер заработной платы - нижний предел заработной платы, установленный соответствующими нормативными актами. Для чего служит этот показатель, какое явление он характеризует, на какие действия ориентирует? Установленные на основе расчетов минимальный потребительский бюджет, или прожиточный минимум, или необходимый социальный набор будут иметь практическое значение, если на их основе будут рассчитываться все остальные аналитические показатели, а они, в свою очередь, обеспечиваться минимальной заработной платой.

На мой взгляд, система показателей уровня жизни требует тщательной доработки с соблюдением основных методологических положений исчисления статистических показателей. Иначе наша статистика так и останется "лукавой", и достоверность статистической информации будет очень низкой. Половина исчисляемых показателей уровня жизни не отражает действительности. Чем это вызвано? С одной стороны, качеством исходной статистической информации, с другой стороны, несовершенством методики построения статистических показателей.


Т.В. Чернова


1. Зубов В.М. Введение в статистический метод. Красноярск, КГУ. 1986. 30 с.

2. Эдельгаус Г.Е. Достоверность статистических показателей. М: Стат. 1977. 80 с.

3. Статистика: курс лекций / Под ред. В.Г. Ионина. Новосибирк, НГАЭиУ 1996.







Интересное:


Зачем нам знать гражданский кодекс РФ?
О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого)
Мысль - логическое исследование
Определение размера ущерба при проведении строительно-технической экспертизы
Новый закон о свободе совести и религиозно-общественная ситуации в России с католической точки зрения
Вернуться к списку публикаций