2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяДругое — О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого)



О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого)


Допрос обвиняемого (подозреваемого) является важнейшим процессуальным действием. В это время следователь стремится получить от допрашиваемого наиболее полную и достоверную информацию о совершенном преступлении. В одних случаях обвиняемый может подробно рассказать о преступлении в других частично, в третьих упорно отказываться от признания своей вины и причастности к преступлению, несмотря на убедительность изобличающих его доказательств.

В различных ситуациях следователь использует разнообразные тактические приемы, позволяющие ему успешно провести допрос. Правильно избранные тактические приемы воздействуют на мысли и чувства допрашиваемого, ослабляют его волю к противодействию, способствуют получению правдивых показаний.

Нередко при допросе у обвиняемого (подозреваемого) возникают колебания, борьба мотивов «за» и «против» чистосердечного признания, что зачастую обусловливается недостатком уличающих его доказательств. В подобных случаях различные способы воздействия на чувственную сферу допрашиваемого могут иметь существенное значение.

В юридической литературе упоминаются разнообразные тактические приемы для эмоционального воздействия на допрашиваемого, например приглашение к участию в допросе лиц, благотворно на него влияющих, напоминание обвиняемому во время допроса о положительных фактах его жизни, предъявление фотографий, отдельных предметов, связанных с общественно полезной деятельностью данного лица, и т.п.(См.: Кривошеев А.С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования. М., Юрид. лит., 1971,С.55-56). При этом вариабельность эмоционального воздействия и восприятия обусловлена различными причинами-жизненным опытом и интересами личности, уровнем интеллекта и другими качествами.

Существуют формы эмоционального воздействия, менее или вовсе не зависящие от индивидуального опыта личности, например эмоциональное воздействие ритмов(См.:Салямон Л.С. физиологии эмоционально-эстетических процессов. – В сб.: Содружество наук и тайны творчества М.Искусство, 1968. с.316). Ритмы оказывают совершенно различное влияние на музыкантов и лиц, весьма поверхностно знакомых с музыкой. Многое в восприятии зависит и от вида ритмов, источника их происхождения. Если говорить о воздействии ритмов на эмоциональную сферу человека, то нужно, очевидно, в первую очередь иметь в виду музыку как определенный фон допроса, обстановку, содержание музыкальных произведений, степень их воздействия на допрашиваемого. А это при допросах практически никогда не используется.

В литературе неоднократно отмечалось влияние музыки на важнейшие функции человеческого организма, рост животных и растений. Музыка издавна применялась для лечения ряда психических -заболеваний: звуки определенной последовательности использовались для погружения слушателей в гипнотическое состояние, вызывали у людей эмоции религиозного экстаза или неудержимой ярости, страха или решительности, например военные марши. Не случайно церковники отводят большую роль музыке в арсенале средств воздействия на чувства верующих(См.: Гаудинь Э. Что и как мы слышим?- аука и техника, 1975, №5, с.31-32; Лисицин Е.П., Жиляева Ю.П. Искусство и здоровье. М., 1974; Петрушин В. Звуки музыки. Как их слушать, чтобы услышать.- Знание-сила, 1974, №3 с.16-19).

Влияние музыки на человека во многом зависит от конкретных жизненных условий, в которых он оказался. Поэтому можно предполагать различное воздействие музыкальных произведений на обвиняемых (подозреваемых), мера наказания которых связана с лишением свободы (изоляцией от общества), и на тех, кто находится в обычных условиях, среди родных, близких, товарищей.

Изменение ситуации (лишение свободы, различные ограничения и т, п.) является одной из причин возникновения психических состояний, которые во многом определяют своеобразие всей психической деятельности человека и протекание познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявление темперамента и характера. Причем у подследственных, как правило, наблюдаются тоска, подавленность, озлобление, апатия, агрессия и т.п.(См. Руководство для следователя. М., Юрид.лит., с.25).

Резкое нарушение эмоциональной устойчивости наблюдается у арестованных и задержанных. Они воспринимают гораздо меньше внешних раздражителей по сравнению с теми, кто находится под подпиской о невыезде, что способствует повышенному реагированию арестованных на всякого рода раздражители, в том числе и на музыку. Это объясняется тем, что у обвиняемого, вынужденного скрывать свою причастность к совершенному деянию, постоянно контролировать свои действия, возникает процесс возбуждения, который иногда порождает всевозможные навязчивые мысли, желание рассказать о преступлении и тем самым избавиться от состояния эмоциональной напряженности, обрести душевное равновесие. Корни такого явления кроются в самой сути человека как существа общественного, возникающего и развивающегося в социальном коллективе с его сложными взаимоотношениями. Выраженная в слове мысль как бы отчуждается от человека вместе с переживаниями(См.: Лебедев В. Катарсис грешника и поэта. – Наука и религия, 1973,№11,с.25). Такой «мыслью в слове» могут быть показания обвиняемого о признании своей вины, раскаяние во время допроса.

Однако переход от запирательства к откровенности, от противодействия к: содействию всегда сопряжен с большими психологическими трудностями. Следователь обязан помочь обвиняемому устранить их. Он ищет такие тактические приемы воздействия на допрашиваемого, которые опосредствованным путем приведут его к выбору правильной линии поведения. Чаще всего таким внутренним тормозом, мешающим «раскрыться», являются отрицательные психические состояния. Следователь должен не только учитывать их, но и управлять ими. Поскольку эти психические состояния вызваны ситуацией (лишением свободы, ограничением потребностей и т.п.), то для того, чтобы их снять, необходимо изменить ситуацию. Сделать это невозможно, но мы в силах внести в ситуацию воспоминания из другой, прошлой жизни, что ослабит эмоциональное напряжение допрашиваемого. Таким элементом может быть музыка. У каждого человека есть любимые музыкальные произведения, прослушивание которых доставляет ему удовольствие и радость, повышает настроение, заставляет вспомнить приятное или печальное прошлое, связанное с данной мелодией, ассоциативно возбуждающее соответствующие мысли и чувства, формирующее определенное поведение.

Музыка, как правило, облагораживающе действует на духовный мир человека, способствует проявлению у него положительных эмоций. Например, внутренняя установка обвиняемого на дачу ложных показаний может (конечно, у определенных лиц) нейтрализоваться более сильным музыкальным влиянием. Особенно это заметно в тех случаях, когда лицо изолировано от общества.

23 февраля 1975 г. был избит К. Преступник снял с него часы и шапку. Следователь выявил подозреваемого, но тот категорически отрицал свою вину. Изучение личности подозреваемого показало, что он очень любит песню «Рушник». Использование ее в качестве музыкального фона помогло установить психологический контакт с допрашиваемым и получить дословенные показания. После допроса обвиняемый заявил, что, слушая эту песню, он стремится быть лучше, искреннее.

Можно, пожалуй, согласиться с мнением С. Н. Беляевой-Экземплярской, утверждающей, что «музыкальное переживание дает именно такой материал, который трудно уловить сознанием и еще труднее выразить словом»(Беляева-Экземплярская С.Н. психологии восприятия музыки.М.,1923.с.114). Подобную мысль высказал и известный психотерапевт В. Леви: «Трудное и неблагодарное дело говорить о чувствах-это искусство смягчить фальшь, возникшую из-за косвенного положения слова по отношению к миру эмоций. Самая же сокровенная глубина чувств вообще не допускает к себе слова - оно здесь просто мнимая величина. Антисловесный мир это и есть царство „музыкального измерения»(Леви В. Предмузыка. – В сб. Пути в незнаемое. М., 1969, вып.7 с.337).

Использование музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого) может быть успешным только тогда, когда хорошо изучена его личность. В 1972 г. трое преступников совершили разбойное нападение. На допросах вели себя неискренне, отказывались давать показания, отрицали участие в преступлении, несмотря на бесспорные доказательства их вины. При изучении личности допрашиваемых следователь выяснил, что девятнадцатилетний Конев случайно оказался соучастником нападения. Учитель школы, в которой учился Конев, рассказал, что он отзывчив, эмоционален, очень любит музыку. Аналогичные показания были получены и от его матери. Она также сообщила, что ее сын очень любит песню «Хотят ли русские войны», после ее прослушивания охотно исполняет любую просьбу матери, во всем ей помогает, становится искренним и добрым. На очередном допросе Конев, продолжая прежнюю линию поведения, заявил, что он не подлец, а потому про своих товарищей говорить ничего не будет. Следователь сказал, что, возможно, и отец Конева, бросивший семью, тоже не считал себя подлецом. Эти слова заставили юношу глубоко задуматься. В это время другой следователь, находящийся в соседнем кабинете, включил записанную на магнитофонную ленту любимую песню Конева. С волнением прослушав песню, он заявил, что больше не может давать ложные показания, и правдиво рассказал о совершенном преступлении.

При первых контактах с допрашиваемым необходимо составлять представление об особенностях его эмоциональной сферы, темперамента, что поможет выбору наиболее эффективного музыкального воздействия. Так, установлено, что у субъектов с сильным типом нервной системы в присутствии посторонних людей реакция на музыку повышается, у обладателей слабого типа-падает (См. Петрушин В. Указ. соч.). Для человека слабого типа, самоуглубленного, чуждающегося людей' меланхолика, характерна высокая чувствительность; сила звучания музыкального произведения для него должна быть небольшой. Наоборот, для представителя сильного типа нервной системы лучшим будет громкий музыкальный фон (Петрушин В. Там же).

Необходимо отметить, что признание, полученное от допрашиваемого с использованием музыки, может противоречить его осознанным целям и намерениям. Часто в таких случаях уже на последующем допросе подследственный отказывается от сделанного им признания( См.: атинов А.Р., Скотникова .А. Самооговор. М., 1973,с.41). Поэтому целесообразно сразу же произвести магнитофонную запись показаний допрашиваемого, очные ставки, проверку показаний на месте, новый осмотр места происшествия и другие следственные действия. Они будут способствовать проверке показаний обвиняемого (подозреваемого).

В течение 1975-1976 гг. следственным отделом УВД Иркутского облисполкома расследовалось уголовное дело о преступной группе, возглавляемой Ш. Один из обвиняемых- С, не давал показаний около двух месяцев. Было установлено, что он очень любит песню «Березовый сок». Путем применения магнитофонной записи этой. песни при допросе С. чистосердечно рассказал о нескольких десятках эпизодов преступной деятельности шайки. Умело оперируя этими сведениями, следователь получил правдивые показания и от других соучастников. Показания всех обвиняемых фиксировались с помощью различных технических средств.

Думается, что применение музыки при допросах не может быть расценено как вид какого-то психического насилия, недопустимого с позиций закона. Следует согласиться с мнением А. Р. Ратинова и Т. А. Иконниковой, что «грань между психическим насилием и правомерным воздействием определяется наличием свободы выбора той или иной' позиции... В отличие от насилия правомерное психическое влияние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает показания того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям»(Ратинов А. Там же).

Считаем, что с учетом изложенного можно высказать, следующее:

1. Применение музыки при допросе не противоречит уголовно-процессуальному законодательству и является одним из правомерных способов получения правдивых показаний.

2. При подготовке к допросу следует хорошо изучить личность допрашиваемого, его психологические особенности, привычки и наклонности.

3. В зависимости от характера и темперамента допрашиваемого надо заранее определить вид музыкального произведения и время его исполнения.

4. Допрашиваемое лицо не должно знать, что исполнение конкретного музыкального произведения специально предусмотрено тактикой допроса.

5. Поскольку музыка особенно сильно воздействует на лиц, временно изолированных от общества, арестованных, она в качестве специального фона может применяться именно к этой категории допрашиваемых.







Интересное:


Новый закон о свободе совести и религиозно-общественная ситуации в России с католической точки зрения
Определение размера ущерба при проведении строительно-технической экспертизы
Об использовании показателей уровня жизни
Мысль - логическое исследование
О возможности использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого)
Вернуться к списку публикаций