2011-01-18 09:00:26
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Противоречия интересов субъектов управления персоналом



Противоречия интересов субъектов управления персоналом


В процессе управления персоналом субъекты взаимодействуют друг с другом, в рамках этого взаимодействия каждый из субъектов реализует свои цели и интересы. Интересы, как было отмечено выше, отражают объективное социально-экономическое положение субъекта и показывают, что выгодно или не выгодно ему, какие действия улучшают его положение или ухудшают. Кроме того, субъекты во взаимодействии преломляют цели, задачи, механизмы, роль и значение процессов управления персоналом через призму своего субъективного восприятия. Следовательно, эффективность взаимодействия и, в конечном счете, функционирование системы управления персоналом зависят, с одной стороны, от того, насколько совпадают объективные интересы субъектов, и, с другой стороны, от их компетентности в вопросах управления персоналом.

Анализ документов, процессов принятия решений, результатов экспертного опроса позволил определить интересы субъектов управления персоналом, которые представлены в таблице 1. При этом было отмечено, что декларируемые интересы часто расходятся с фактически реализуемыми, что порождает дополнительные противоречия. Рассмотрим наиболее значимые противоречия между различными субъектами.

1. Противоречия и области совпадения интересов внешних субъектов управления персоналом.

Преимущественно рыночный характер деятельности негосударственных субъектов обуславливает их стремление к предоставлению большего спектра услуг организациям и населению. Качество этих услуг определяет в конечном счете потребитель. Государство, выступая гарантом соблюдения прав, призвано оценить готовность негосударственных субъектов (кадровых агентств, рекрутинговых организаций, учреждений обучения) к работе на рынке труда.


Таблица 1

Цели и интересы субъектов управления персоналом


Субъекты УП

Цели субъектов УП

Интересы субъектов управления персоналом

ВНЕШНИЕ

Государственные

- защита прав и свобод граждан и хозяйствующих субъектов

- контроль за соблюдением норм законодательства, прежде всего трудового

- консультационная и организационная помощь населению и работодателям

- разработка и реализация программ, оптимизирующих социально-трудовые отношения

- отсутствие трудовых и социальных конфликтов

- соблюдение трудового законодательства на предприятиях

- контроль за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности на предприятиях

содействие трудоустройству населения

- снижение уровня безработицы

- контроль за процессом высвобождения персонала создание условий для эффективной занятости населения

- предоставление объективной информации о состоянии регионального рынка труда

соблюдение баланса между рабочими местами и рабочей силой

- развитие трудового потенциала общества, региона, организаций

- развитие организаций как условие повышение уровня занятости населения

- развитие образовательных услуг в соответствии с потребностями предприятий и населения

- повышение компетентности работников служб управления персоналом

- содействие в выборе сферы приложения труда в соответствии со способностями человека и перспективами развития рынка профессий и др.

Негосударственные

Получение прибыли в процессе выполнения заказов организации на выполнение функций управления персоналом

- качественное предоставление услуг по выполнению функций управления персоналом

разработка современных систем управления персоналом и отдельных ее технологий

- развитие организаций как условие получения заказов

низкая квалификация специалистов служб управления персоналом как условие получения заказов

ВНУТРЕННИЕ

Предусмотренные структурой управления

Специализированные

Выполнение целей, поставленных перед системой управления персоналом

- соблюдение баланса интересов работников и организации формирование устойчивого и квалифицированного персонала

- доведение целей организации до работников и мотивация к труду

- выполнение полного объема функций управления персоналом

- приоритетное развитие системы управления персоналом

- развитие способностей работников как условие развития организации

- выделение значительного объема финансирования на управление персоналом

соблюдение всеми субъектами принципов управления персоналом

- контроль за процессом управления персоналом в организации

- применение в организации установленных технологий управления персоналом

Неспециализированные

Повышение эффективности системы управления персоналом с точки зрения целей организации

- повышение экономической эффективности управления персоналом

- развитие управления персоналом в соответствии с развитием организации и других ее подсистем управления

- достижение персоналом высоких экономических результатов наличие персонала необходимого количества и качества

- интеграция управления персоналом в другие подсистемы управления

- экономическая эффективность управленческих решений по персоналу

- реализация локальных интересов в процессе участия в технологиях управлении персоналом

Не предусмотренные структурой управления

Организованные

Представление и защита интересов персонала и отдельных его групп.

- обеспечение прав работников в организации

- удовлетворение социальных потребностей персонала

- участие персонала в управлении организацией

- содействие развитию системы управления персоналом

Неформальные

Участие в процессе принятия решений, касающихся управления персоналом.

- защита групповых интересов и прав участие в управлении организацией

- отстаивание норм корпоративной культуры и др.

Персонал

Удовлетворение потребностей в процессе и посредством труда

- гарантии занятости

- получение вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда

организация справедливой оплаты труда

- выполнение функций в соответствии со способностями

- благоприятные социально-психологические отношения

- обеспеченность рабочего места необходимыми ресурсами для выполнения функций

- развитие способностей как конкурентное преимущество на рынке труда партнерство при решении экономических, организационных и социальных проблем организации профессионально-должностное продвижение

- реализация социальных потребностей

- пр.


Противоречием в рамках взаимодействия этих субъектов является стремление одних для получения прибыли предоставить большее количество посреднических услуг на рынке труда и нормативно-контролирующая деятельность других. Основными механизмами разрешения противоречий при этом является лицензирование деятельности и контроль за соблюдением законодательства. Попытки большего вмешательства могут привести к несоблюдению рыночных принципов деятельности негосударственных субъектов.

Области совпадения интересов достаточно обширны: содействие трудоустройству граждан, консультационные услуги населению и организациям, оценка способностей экономически активного населения и профориентация, развитие трудового потенциала, развитие систем управления персоналом организаций, посреднические услуги между работником и работодателем и др. Развитие негосударственных субъектов в установленном правовом поле позволяет передать часть функций государства самостоятельным рыночным структурам.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Формы нематериальной мотивации
Структуризация целей и задач системы управления персоналом предпринимательской организации
Анализ особенностей управления и организации труда торгового персонала в полиграфии
Персонал как объект и субъект управления
Противоречия интересов субъектов управления персоналом
Вернуться к списку публикаций