2014-06-13 14:26:03
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Модель мотивации, структура мотивационных отношений



Модель мотивации, структура мотивационных отношений


Мотивы в сущности следует рассматривать как особые информационные образования, с помощью которых преодолевается неопределенность присущая среде. Важнейшее качество мотивационной характеристики - служить мерой, масштабом согласованности внешнего многообразия (всегда избыточного) с внутренними ограничениями и требованиями к среде.

То есть происходит координация действий самостоятельных субъектов, направление их (действий) в определенное русло, делается это только с учетом потребностей субъектов.

В процессе организации производства принимаются определенные модели, нормы поведения руководителями, которые оказывают воздействие на формирование мотивационной установки. То есть состояние готовности субъекта работать определенным образом, воспринимать, оценивать и соизмерять все побудительные компоненты мотивации - мотивы, цели, социальные ожидания, притязания.

Итак, исходное звено системы побудительных сил возрастания трудовой активности индивидов составляют потребности. «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, - пишет Ф.Энгельс, - вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...». Отражение потребностей субъекта общественного производства в деятельности приводит к образованию механизма, определяющего развитие активности субъекта - мотивации. Мотивация являет собой меру выражения потребностей субъекта в процессе его деятельности.

В чем заключается существо потребности как побудительной силы деятельности субъектов, проявления их активности? Потребность выражает внутреннюю природу человека, его деятельную сущность, объективную зависимость человека от внешних условий его существования, зависимость, которая принуждает человека «овладеть при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности».

Говоря об экономических потребностях, нужно отметить такие их признаки, как предназначенность для обеспечения жизнедеятельности субъектов общественного производства; взаимосвязь с экономической деятельностью, когда они выступают и предпосылкой (причиной), и результатом деятельности; обусловленность конкретно-историческим уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений; проявление в тех экономических формах, которые характеризуют конкретно-исторический этап развития общественного производства (см. схему 5).


Последовательность возникновения потребности производства продукта

Схема 5. Последовательность возникновения потребности производства продукта


Таким образом, потребность связана с потреблением определенных средств, выступающих его внутренним предметом. В этом своем качестве потребность представляет собой естественное стремление организма к определенным условиям жизни, отсутствие которых вызывает ощущение недостатка и порождает стремление преодолеть такое положение. Это естественный путь возникновения потребностей, и он характеризует форму выражения зависимости человека от внешнего мира, в частности от окружающей среды. Но для того, чтобы потреблять человек должен произвести средства потребления. Но для этого индивид вступает в производственные отношения. По мере развития производства естественные потребности принимают качества потребностей, обусловленных развитием производства, и выступают формой выражения зависимости человека от общества. В данном случае естественные потребности, являясь побудительной силой к производству, «производясь» в его процессе, приобретают общественный характер и выступают как экономические потребности.

Экономические потребности побуждают субъекта общественного производства к действиям, реализующим внутреннюю взаимосвязь его деятельности с деятельностью общества и каждого индивида в отдельности. Оставаясь побудителем отдельного субъекта к потреблению и собственной производительной деятельности, потребности являются одновременно внутренней причиной, побуждающей субъектов к производственному взаимодействию. В этом плане экономические потребности можно представить как отношения, возникающие между субъектами в процессе производственной деятельности по поводу необходимости использования внешних объективных условий жизни общества для развития каждого субъекта. Потребности - это внутренне побуждающий мотив производства, направленный одновременно на развитие данного процесса и тех, кто его осуществляет.

Не следует ограничивать экономические потребности только потребностями в материальных благах. Экономическую форму имеют помимо материальных еще и духовные и социальные личные потребности. Так, потребность в труде как творческой деятельности имеет черты и материальной, и духовной потребности, являясь в то же время личной основной экономической потребностью.

Таким образом, система потребностей определяет глубинную необходимость развития человеческой деятельности, исходный пункт реализации механизма побудительных причин деятельности - мотивации. Однако потребность сама по себе не может заставить субъекта трудиться. Она становится побудительным мотивом, целью деятельности субъекта при условии, если отражается в его сознании, которое либо подтверждает, либо отрицает необходимость данной деятельности. Процесс осознания субъектом необходимости удовлетворения себя определенной потребностью порождает отношения, на базе которых возникают интересы участвующих в общественном производстве индивидов.

Для понимания возможности многообразия форм мотивации следует проследить классификацию потребностей. Кроме естественных потребностей можно обозначить общественные потребности (определяемые социальной природой), а с точки зрения субъектов правомерно выделяют личные, коллективные и общие, где личные и коллективные представляют собой частные, всегда существующие в любом обществе.

Принципиально возможна, а иногда и целесообразна классификация субъектных потребностей на нынешние и перспективные, временные и постоянные, активные и пассивные и т.д. Их основной функцией всегда выступает функция побуждения субъекта деятельности.

Ориентация на состав субъектных потребностей, который включает в себя его материальные, социальные и духовные потребности, на наш взгляд, удачна. Отмечая традиционность и принципиальную приемлемость такого подхода к составу, точным и логически более выверенным, по нашему мнению, будет выделение предметных потребностей (в предметах и средствах деятельности); условных потребностей (в благоприятных условиях деятельности); функциональных потребностей (в выполнении определенных функций, в реализации конкретных субъектных способностей). Так же достаточно плодотворно} можно и нужно выделять экологический, политический, трудовой, демографический и прочие аспекты субъектных потребностей.

Таким образом, все многообразные общественные и естественные потребности составляют единое целое, систему, в которой происходит их взаимодействие. Классификация потребностей по различным признакам имеет практическое значение, так как лежит в основе совершенствования всей системы управления производством, в том числе и системы мотивации.

Если попробовать создать скелет классификации потребностей, то на наш взгляд, это будет иметь следующий вид (см. таблицу 9).


Таблицу 9

Классификация потребностей


Критерии

Виды

Характер и природа возникновения потребностей

Физиологические, социальные, интеллектуальные политические, идейные, нравственные, эстетические

Сфера жизнедеятельности, в которой потребности проявляются и удовлетворяются

Материальные и духовные

Количественная определенность

Абсолютные, действительные, относительные

Степень конкретизации потребностей

Общие и конкретные

Степень удовлетворения

Удовлетворенные, неудовлетворенные, не полностью удовлетворенные

Степень настоятельности

Насущные, менее настоятельные, отдаленные

Объект потребностей

В материальных благах, услугах, духовных ценностях

Степень активности

Активные, пассивные (не требующие от человека усилий)


По объектам потребностей следует развернуть группы потребностей сюда входящих: в содержательном труде, интересной, инициативной, самореализующей работе; в материальном - денежном или натуральном, духовном вознаграждении; в достижении социального статуса, признании, уважении и т.д.

Формирование потребностей любого субъекта не краткий единовременный акт, а постоянный процесс. Отсутствие внимания к процессу формирования приводит к тому, что субъект выступает как достаточно удобный и пассивный объект воздействия, подверженный влияниям. Многочисленные формы влияния, учитывающие это формирование потребностей, объединяются в рамках единого и общего для всех способа воздействия - мотивационных отношений, которые воздействуют на человеческий фактор и его внутреннюю сущность, материализуясь в субъектных потребностях. Данные отношения стремятся к самореализации человеческого фактора, актуализации и активизации его способностей через создание и познание конкретных потребностей.

Потребности могут формироваться как традиционно и исторически сложившиеся потребностные стереотипы и привычки, традиции и идеалы, стандарты, ориентиры и нормы. В этом случае важна роль материальных средств, среди которых важнейшими являются традиционно и широко используемые материальные блага и предметы потребления.

Потребности могут формироваться путем познания, тогда субъектами употребляются специфические средства, отличные от ранее используемых. Решающее значение здесь будут иметь собственные, т.е. субъектные, поиски и раздумья, оценки и предвидения, догадки и открытия, самоанализ, наблюдения и др. На эту систему потребностей мотивационные отношения воздействуют посредством специальных форм.

Но потребности могут формироваться и путем мотивационных отношений, методом их прямого создания. Однако, формы мотивации, должны предусматривать установление адекватности между потребностями и объективной действительностью или окружающей средой (материальной, социальной и др.).

Это фактически представляет собой установление адекватности между конкретными субъектными потребностями и существующими общественными условиями, функциями, материальными средствами и предметами. Причем воздействию здесь подвергается не только субъект, но и среда. С точки зрения субъекта процесс представляет собой предложение удовлетворить свои потребности определенным способом. Мотивация является в данном случае доминирующим отношением по поводу формирования и заявления потребностей.

Не продуманное, чутко не ориентированная на систему потребностей мотивация приводит к жесткой регламентации потребностной деятельности субъектов; тотальному административному контролю, сопровождающемуся фактическим отсутствием какой-либо долговременной и последовательной стратегической линии в области реализации субъектных потребностей; преимущественно командным мерам организации и регулирования потребностных отношений, сводящимся главным образом к различным запретам; многочисленности, противоречивости и неясности критериев и оснований, определяющих исходное положение субъектов потребностной деятельности; низкой эффективности целенаправленного воздействия на потребительский спрос; недостаточная гарантированность не только расширенного, но и простого воспроизводства общественно важных субъектных способностей и потребностей; преимущественной ориентации субъектов на безграничный количественный рост своих предметных потребностей при одновременном обеднении и упрощении духовных и социальных потребностей.

Такая система мотивации сводится к регулированию потребностных отношений почти без учета того, как это отразится на других важных блоках отношений, например трудовых.

Чтобы глубже уяснить суть потребностей, следует рассмотреть данную категорию в одном ряду с такими родственными ей по смыслу понятиями, как «необходимость» и «нужда». В фундаменте потребности, несомненно, лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности - это условие самого существования биологической или социальной системы. Трактовка потребности как проявления необходимости позволяет отличить ее от простых прихотей, что очень важно в плане различия разумных и неразумных потребностей. В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость - универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения, присущие материи вообще. Что касается понятия потребности, то оно относится к живой природе и выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.

Проявлением необходимости является нужда. Подобно потребности, нужда есть определенное состояние индивида, побуждающее индивида к активности. некоторые авторы считают потребность осознанной нуждой. Эта точка зрения не представляется нам правильной. Нужда - обедненная, упрощенная потребность. Потребность вырождается в нужду в состоянии дефицита, когда она длительное время не удовлетворяется (полностью или частично). «Другими словами, нужда - это потребность, во внутренней структуре которой вследствие жесткой детерминации необходимостью (предметом потребления) нарушена диалектика объективного и субъективного. Субъективный момент выражен слабо либо вообще отсутствует». Нужда - страдательное состояние, она проходит с ее удовлетворением. Удовлетворение потребности, напротив, зачастую только стимулирует ее; потребность и в этом случае остается деятельной.

Если Вы выбираете потребность для ее мотивации своей работы, то должны тщательно продумать типы мотиваторов, соответствующие данной работе в качестве примера предлагаем таблицу 10.


Таблица 10

Предлагаемые типы мотиваторов


Производственные потребности

Типы мотиваторов

Исключение некоторых видов контроля и сохранение подотчетности

Ответственность и личные достижения

Усиление подотчетности отдельных лиц за свою работу

Ответственность и признание

Предоставление лицу полной натуральной единицы измерения выполняемой работы

Ответственность, достижения и признание

Гарантия дополнительных прав рабочих в их деятельности, свобода работы

Ответственность, достижения и признание

Составление периодических отчетов непосредственно для самих рабочих, а не контролеров

Внутреннее признание

Выдача отдельным лицам специфических или специализированных заданий

Ответственность, рост, достижения

Введение новых и более сложных заданий, не рассматривавшихся ранее

Рост и обучение


К выбранным мотиваторам, следует выбрать постоянные подкрепляющие перед работниками, в противном случае они будут с трудом ориентироваться для любого вида деятельности. Во-первых, следует подбирать каждому работнику подходящую ему работу. Каждый человек имеет определенные сильные стороны. Некоторые люди хорошо справляются с узкими задачами, другие лучше работают при более широко поставленных задачах. Некоторые лучше всего работают, получив полную самостоятельность, тогда как другие предпочитают работать под контролем руководителя. В той степени, в которой менеджер может обеспечивать соответствие личных особенностей работников с требованиями конкретных работ, такой подход мотивирует людей к хорошей работе. Во вторых, необходимо ясно ставить задачи в ситуации: то они делают или нет. В-третьих, следует обеспечивать позитивную обратную связь. То есть ставить в известность людей как они поработали.

Устное выражение признательности отнимет несколько минут, но это зафиксируется в сознании индивидуума. Очень важно, чтобы каждый работник точно знал, что он сможет получить за определенный объем работы. В-четвертых, должно быть дифференцированное использование нематериальных поощрений, т.к. не каждый человек может быть мотивирован одним и тем же типом поощрения. Дифференцируя поощрения в соответствии с индивидуальными особенностями подчиненных, менеджер обеспечивает более высокую мотивацию работников. Это особенно справедливо применительно к нематериальным поощрениям. И. наконец, в-пятых, следует устранять препятствия. Эффективные менеджеры понимают, что их подчиненным время от времени мешают надлежащим образом выполнять работу различные помехи, обусловленные действиями руководства или других подразделений организации.

Усилия, направленные на устранение таких препятствий, обеспечивают повышение продуктивности работы и более высокий уровень мотивации работников.

Поскольку системообразующими характеристиками личности являются способности и потребности, следовательно в цепь мотивации (или как элемент мотивационных отношений) включаются способности. Под способностями обычно понимают совокупность физических и духовных сил, качеств, свойств и умений личности, меру овладения ею существующим способом, производства и общения. Способности и потребности составляют структурную основу личности, а их уровень является определяющим критерием ее развития. Разумеется, такая постановка весьма условна, поскольку нельзя свести все богатства свойств и качеств личности к потребностям и способностям. Схематизм здесь явно очевиден. Но если понимать способности и потребности в широком смысле, то нельзя найти ни одного качества личности, которое бы логически предшествовало способностям и потребностям в структуре личности. В то же время именно они детерминируют все свойства и качества личности. И, на наш взгляд, сейчас исследования человека страдают не схематизмом, а отсутствием субординированных связей между потребностями человека и различными его свойствами. Конечно, здесь мы имеем дело лишь с экономическим аспектом рассмотрения личности. Политэкономия не пытается решать не свойственные ей задачи, но в то же время она изучает центральный элемент структуры личности - ее потребности, таким образом она определяет предметную основу всего поведения человека и фиксирует предпосылку активной деятельности - способности.

Рассмотрение взаимодействия способностей и потребностей делает не только необходимым интегрирования с другими науками, но обогащает ими свое содержание. Фиксация основных характеристик личности дает возможность подойти к их экономической оценке и к оценке их взаимодействия. Такие оценки помогут определить пути более полного использования внутреннего потенциала каждой личности, устранения ограничений реализации индивидуальности человека в производстве и потреблении.

Способность к труду в отрыве от потребностей человека обезличивается, представляется только как рабочая сила, износ которой надо постоянно возмещать. Любая потребность одновременно есть и способность ее возникновения и удовлетворения. Потребности не развивались бы, если бы не развивались способности человека к их удовлетворению. Сами способности выступают как результат удовлетворения субъектных потребностей. Органичное взаимодействие способностей и потребностей опосредованно его деятельностью. Чем в большей степени человек относится к тому или иному виду деятельности как к личной потребности (т.е. когда данный вид деятельности соответствует его индивидуальным способностям), тем ближе степень соответствия между его способностями и потребностями.

Если же способности человека недостаточно реализуются в том или ином виде деятельности, то последняя не превращается в его личную потребность, а выступает как навязанное извне. В этом случае возникает внутренний конфликт личности.

Однако, выступая исходным моментом производства, потребности не прямо обусловливают формирование, функционирование и совершенствование его механизма, но опосредованно - через интересы общества, его экономические интересы. Иначе говоря, являясь побудительной силой, потребности приводят в действие другие побудительные силы - интересы и с этой точки зрения выступают первоосновой последних, следовательно, интересы детерминированы потребностями. Они выступают как осознанные формы потребностей, показывающие развитие последних в перспективе. Интересы, выступающие формой проявления производственных отношений, в то же время являются формой проявления потребностей, их « побудительными силами». Это свидетельствует о том, что содержание интересов определяется производственными отношениями данного способа производства. Для того, чтобы выступить побудительной силой, потребность должна привести в действие другую побудительную силу - интерес.

По своему характеру экономические интересы представляют собой отношения по поводу удовлетворения экономических потребностей. С этой точки зрения интересы входят органическим элементом в систему организационно-экономических отношений, представляя собой те побудительные силы, которые их обусловливают. Как система организационно-экономических отношений в целом, так и экономические интересы выступают элементом того среза производственных отношений, где происходит взаимодействие объективного и субъективного.

Представляя собой диалектическое единство объективного и субъективного, экономические интересы нисколько не подрывают своей объективной природы и содержания в общем объективном процессе формирования и развития производственных отношений.

Выступая формой проявления производственных отношений, интересы формируются, определяясь способом производства, и «указывают» направленность его функционирования и развития. В этом своем качестве интересы выступают как движущие силы, общественного производства.

Интерес представляет собой направленность активности субъекта для удовлетворения собственных потребностей, включаясь, таким образом в мотивационные отношения. Взаимодействие активностей субъектов по поводу производства их предметов потребностей образует блок мотивационно-трудовых отношений. Направленное формирование, изменение и удовлетворение потребностей одного субъекта другим также входит в содержание интереса. Взаимодействие активностей субъектов по поводу их потребностей опосредованные в интересах происходит через мотивационные отношения. Посредством конкретных форм мотивации осуществляется воздействие одного субъекта на другого, направляя его активность в необходимое первому субъекту русло. Взаимодействие субъектов по поводу определения трудового поведения друг друга составляет отношение мотивации, через интересы субъекты реализуют общественную природу своего деятельного существа, проявляющуюся посредством их социально-экономической активности.

Классификация потребностей определяет классификацию интересов. Так, например, часть экономических интересов порождается нематериальными интересами и не имеет материального содержания. Таковы интересы науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.п. Но поскольку у отдельных людей, занятых в этих областях человеческой деятельности, также существуют материальные интересы, по поводу которых у них с обществом складываются определенные отношения, проявляющиеся как экономические интересы, то это предопределяет их материальный характер. Экономические интересы, следовательно, не ограничиваются сферой производства.

Таким образом, объективная природа интересов и потребностей субъектов общественного производства составляет глубинную детерминацию, которая обусловливает содержание экономического механизма реализации человеческой деятельности посредством мотивационных отношений. В этой своей функции интересы и потребности являются побудительной силой побудительных сил. Сами по себе они направлены не на конкретные социально-экономические действия, а на деятельность вообще, составляя ее внутреннее содержание, отличающееся по своему характеру от внешнего воздействия. Опосредствующим звеном соединения внутреннего механизма реализации деятельности (представленного интересами и потребностями объективных отношений между субъектами) с внешней действительностью является мотивация. Они побуждают к конкретному действию, конкретизируют вид деятельности, необходимой для удовлетворения потребностей личности, оказывая побуждающее воздействие на деятельность вообще и способствуя активизации ее осуществления. Таким образом, содержание мотивации определяется диалектическим единством внутренних моментов деятельности общественных субъектов и воздействий внешнего характера.

Выступая побудительным механизмом конкретного действия субъектов для удовлетворения потребностей личности, мотивация предстает в виде способа согласования интересов и на этой основе возрастания трудовой активности человеческого фактора. Однако она (мотивация) должна соответствовать определенным отношениям непосредственного производства, представляя собой лишь их иную, оборотную, сторону. Только при условии такого соответствия отношений мотивации отношениям производства отношения мотивации могут выступать по-настоящему действенным средством повышения производства, причем не только его материально-вещественной, но и социально-экономической стороны.

Но может быть и не совпадение интересов. Социально-экономическое неравенство различных слоев одного и того же класса существовало и при социализме. Политэкономы часто не видели за этим различий интересов. Здесь нет антагонизмов. Тем не менее даже единый общественный интерес каждой социальной группой может быть понят неоднозначно. Каждый член общества самой экономической действительностью раздваивался в противоречии производителя и потребителя.

Высокий уровень культуры и знаний явился предпосылкой сближения различных социально-профессиональных систем ценностей, группы людей, что проявилось в их экономическом поведении и мотивации. Практика управления показала, что экономический рост в современных условиях напрямую зависит от социальных отношений, складывающихся в производстве, и прежде всего от мотивации. Процесс трансформации работника в собственника, заинтересованного в деле может привести к большому экономическому эффекту.

Становление качественно новой социальной структуры смешанного общества приводит к формированию адекватной системы социально-экономических интересов и потребностей.

Формирование среднего слоя в нашей стране, функции которого уже не ограничиваются сугубо профессиональными, а приобретают все более универсальный характер, усложняет и преобразует структуру социально-экономических интересов и потребностей этого слоя. Чрезвычайно возрастает разнообразие интересов и потребностей, вызванное к жизни динамизмом и гибкостью производства и его ориентацией на потребителя. Одновременно усложняется и индивидуализируется структура потребностей. То есть можно сказать, что формируется их новая система и увеличивается разнообразие потребностей, возрастает роль интереса отдельного человека. Всегда приоритетными были интересы сил, структур, социальных общностей, ради которых отдельный человек приносился в жертву.

«Статусная» социально-экономическая структура привела также к формированию корпоративных интересов, когда социально-экономические интересы достаточно небольшой социальной группы становятся главными и определяющими.

В этих условиях особую важность приобретает становление механизма согласования экономических и социальных интересов. Оно происходит в крайне противоречивых и сложных политических и социальных условиях.

Цепочка движущих, побудительных сил не ограничивается звеном» потребности-интересы». Не менее важным элементом мотивационных отношений, как мы уже говорили, являются стимулы, включающие в себя оплату труда, фонды материального поощрения, цену, финансы, кредит и др. реально существующие формы. Это единая комплексная система стимулирования, относящаяся к компетенции функционирующего механизма хозяйствования.

Таким образом модель мотивации следует представить следующим образом: см. схему 6.


Модель мотивации (элементы мотивационных отношений)

Схема 6. Модель мотивации (элементы мотивационных отношений)


То есть мы видим, что мотивационные отношения, как производственное отношение опосредованное экономической деятельностью трудовое отношение имеет свою конкретную форму проявления - управление, через которое они (мотивационные отношения) воздействуют на структурные элементы содержательной части мотивационных отношений, именно такую нацеленность имеют формы мотивации.


Кузнецова Наталия Викторовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Направления оптимизации деятельности системы управления персоналом компании АОЗТ «ПЕКО»
Нетипичные формы занятости работников в рыночных условиях
Мотивация поведения и иные факторы, влияющие на эффективность управления персоналом фирмы
Противоречия интересов субъектов управления персоналом
О некоторых вопросах методологии создании службы управления персоналом
Вернуться к списку публикаций