2014-06-13 14:26:03
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Модель мотивации, структура мотивационных отношений



Модель мотивации, структура мотивационных отношений


По данным социологического исследования, проведенного сектором мотивации НИИ труда, в котором приняло участие 9582 человека с 41 предприятия различной отраслевой принадлежности, 12% опрошенных трудятся из чувства долга и интереса к самой работе, 80% - считают работу средством добывания хлеба насущного. Что также соответствует конкретным экономическим условиям, сложившимся в стране.

Однако, во многих западных публикациях посвященных вопросам отношения к труду превалирует точка зрения, что для вступившего в трудовую жизнь на рубеже 90-х гг. нового поколения характерны не столько «отторжение труда», сколько изменение ценностных ориентаций. На первый план выдвигаются самореализация и саморазвитие, инициатива, свобода действий, т.е. уходит в прошлое ориентация на материальное стимулирование.

Так, Ф. Фюрстенберг замечает по этому поводу: хотя уровень заработной платы важен, в последние годы не только он интересует работника. Об этом свидетельствует, в частности, анализ трудовых конфликтов. Даже в тех случаях, когда в основе их лежит недовольство получаемым материальным вознаграждением, мы должны задаться вопросом: а не связаны ли в ряде случаев требования о повышении заработной платы со стремлением получить своего рода компенсацию при невозможности удовлетворения других, возможно, и более важных потребностей в рамках существующих трудовых отношений?

«У меня есть внутренняя потребность выполнять самую лучшую работу, на какую я способен, независимо от зарплаты» - так ответили на вопрос о мотивах своей трудовой деятельности 92% опрошенных американских рабочих.

Подобные настроения типичны для современного западного общества. Очевидно, что на определенном уровне развития экономики и под влиянием этого самого человека, чисто экономические мотивы будут ограничены и будут выходить на передний план мотивы самовыявления личности.

Отношение к труду как ценности, как средству для достижения материального успеха и уважаемого положения в обществе чрезвычайно прочно укоренилось в «трудовой этике», характерной для массовой психологии американцев.

В книге А. Мальберга «Управление и разработка новых форм организации труда» определены факторы, влияющие на отношение к работе, полученные по результатам 12 исследований, в которых выборка составила 1685 рабочих (см. таблицу 4).


Таблица 4.

Факторы, влияющие на отношение к работе


Факторы

Частота в процентах

1

2

 

а) Факторы, характеризующие 1844 происшествия на работе приведшие к очень большой неудовлетворенности

Политика фирмы и управление

35

Контроль

18

Отношения с контролером

10

Условия работы

10

Заработная плата

8

Отношение к равным

7

Личная жизнь

5

Отношение к подчиненным

5

Положение

4

Защита интересов

3

 

б) Факторы, характеризующие 1753 происшествия на работе, приведшие к очень большой удовлетворенности

1

2

Выполнение намеченной цели

43

Признание

32

Сама работа

24

Ответственность

22

Прогресс

14

Рост

8


Введем еще один фактор способствующий построению модели мотивации признание личных достоинств и информированность. Подтверждением этой мысли служат статистические исследования, результат которых помещен в таблице 5.


Таблица 5

Что ожидают рабочие от своей работы


Ожидания

Ответы, ранжированные рабочими

1

2

Хорошей оплаты

5

Надежного трудоустройства

4

Поощрения и продвижения в фирме

7

Хороших условий труда

9

Интересной работы

6

Лояльности руководства по отношению к рабочим

8

Тактичного отношения

10

Полного признания достигнутых результатов

1

Чтобы руководство с пониманием относилось к личным проблемам относилось к личным проблемам

3

Быть «в курсе дел»

2


Следовательно, на первом месте является полное признание достигнутых результатов и степень информированности - т.е. быть «в курсе дел». При выборе методов мотивации важное значение имеет вид деятельности, и точное определение факторов, влияющих на эффективность процесса производства чтобы правильно влиять на них. Это особенно важно для достижения удовлетворенности трудом.

Исследование, проведенное в Японии в 1987 г. выявляет отличительные моменты, характеризующие подход японских предпринимателей. Среди способов пробуждения в подчиненных стремления к инновационной, исследовательской деятельности, центральное место занимает распространение своих идей и целей в процессе тесных контактов со служащими - 52%, а также руководство, уважающее индивидуальность и самостоятельность подчиненного - 44%. Что касается требований, предъявленных к кадрам, то подавляющее большинство японских предпринимателей-управляющих (около 70%) делают ставку на самобытные творческие личности, любознательных «генераторов идей», независимо от степени их одаренности, невзирая на то, насколько трудно подчас работать с такими людьми, а тем более управлять ими.

Наиболее обстоятельным в плане классификации мотивов, их зависимости от личных характеристик предпринимателей и места создания предприятий было исследование 1982 года (см. таблицу 6). Несмотря на давность проведения, его результаты имеют значение и по сей день, т.к. оно обнаружило некоторые основные тенденции и новые для того времени явления, которые продолжают сохраняться по настоящий момент. В ходе исследования мотивы, предопределяющие решение начать свое дело, подразделялось на две категории: внутренние (или активные) мотивы и, с другой стороны, внешние (или пассивные) мотивы - мотивы, вытекающие из окружающей предпринимателя обстановки и являющиеся поводом, толчком для начала своего бизнеса. Последние, в свою очередь, подразделялись на два аспекта: это внешние условия, имевшие место в прошлом предпринимателя и заставляющие его вынуждено заняться предпринимательством (условно можно обозначить как «факторы прошлого»), и внешние обстоятельства открывающие перед предпринимателем какие-либо перспективы и способствующие в дальнейшем добровольному принятию решения открыть дело («факторы перспективы»).


Таблица 6.

Внутренние (активные) мотивы предпринимательства (1982 г.)


Внутренние мотивы

Удельный вес мотива (% )

1

2

Проявить свои способности, мастерство

68,6

Вести свой собственный образ жизни

54,2

Не быть используемым другими

29,6

Свободно распоряжаться своим временем

15,5

Осесть в месте своего рождения

3,9

Получать больший доход, чем служащие

27,0

Получать дополнительные средства к существованию

4,2

Материально обеспечить старость

16,0

Жажда управления

38,8

Желание предпринять нечто авантюрное

6,5

Нет четко определенных мотивов

3,1

Прочие мотивы

9,9


Результаты исследования показывают, что наиболее распространенным внутренним мотивом явилось стремление проявить свои способности - почти 70% опрошенных. Свыше половины предпринимателей назвали в качестве мотива желание вести самостоятельный образ жизни. Почти 40% опрошенных объясняют свое занятие предпринимательством тем, что они давно уже были охвачены сильным стремлением управлять предприятием, а около 30% предпринимателей начали дело из нежелания быть используемым другими, и немногим меньше - из желания получать больший доход, чем служащие. Помимо перечисленных мотивов, значительное место занимали желание свободно распоряжаться своим временем, намерение обеспечить старость. Также отмечались, хотя и редко, такие мотивы, как нежелание менять место жительства и остаться на родине, желание получать дополнительные средства к существованию, даже просто желание предпринять нечто авантюрное и прочие мотивы. Были и такие, кто вообще не имел четко определенных мотивов.

Обобщая результаты изучения внутренних мотивов предпринимателей, можно сделать следующие выводы. Во-первых лидирующее положение среди остальных мотивов занимает желание проявить свои способности, а мотивы, связанные с получением дохода, занимают далеко не первое место. С другой стороны, новым пунктом в данном исследовании явилось желание вести свой собственный, самостоятельный образ жизни, сделав свое предприятие частью жизни или своим стилем жизни, и этот мотив занял второе и очень значительное место в структуре мотивации японских предпринимателей. Таким образом, обращает на себя внимание тот факт, что усиливается стремление японцев к самореализации посредством предпринимательской деятельности, а также то, что бизнес представляет все больше шансов для этого.

Во-вторых, все мотивы, связанные со стремлением к независимому образу жизни, такие как нежелание быть используемым, желание свободно распоряжаться своим временем, вместе с самим желанием вести собственный образ жизни составили 78%. Можно сказать, исходя из этого, что для японских предпринимателей независимость в жизни имеет даже большее значение, чем возможность проявить способности посредством работы. Собственно, без наличия такого фактора, как независимость и свобода действий, полностью проявить себя представляется проблематичным.

В-третьих, очень многие предприниматели ответили, что еще с давних пор жаждали управлять предприятием. Наиболее часто этот мотив встречался среди лиц старшего возраста, в особенности, у людей в возрасте 45-50 лет - 44,6% и 50-60 лет - 45,5%. С одной стороны, сам процесс управления может представлять огромный интерес для человека, тем более имеющего достаточный опыт и знания в какой-то сфере (учитывая возраст японских предпринимателей этой категории), но с другой стороны, считается, что этот мотив является производным, и за ним должно крыться стремление достичь более конкретных целей. Как бы то ни было, такое сильное стремление самому управлять должно быть связано с нежеланием быть используемым и является его следствием.

В 1989 году было проведено аналогичное исследование. Оно зафиксировало некоторые изменения в структуре мотивации деятельности предпринимателей, начинающих свое дело (см. табл. 7).


Таблица 7

Мотивы предпринимателей, открывающих новое дело (1989 г.)


Мотивы

Удельный вес мотивов (%)

1

2

Получать больший доход, соответствующий усилиям

37,1

Вести более материальнообеспеченную жизнь

20,2

Вести обычную в материальном плане жизнь

9,2

Проявить свои способности посредством предпринимательской деятельности

44,9

Познать на собственном опыте весь интерес управления

26,9

Стать независимым хозяином своего дела

25,3

Посредством предпринимательства внести свой вклад на благо общества

13,0

Реализовать на практике собственные представления об образе жизни

27,9

Делать дело как никто другой

21,5

Иметь психологическую свободу в жизни

20,4

Поставить на первое место семейную жизнь

0,3

Жить в самостоятельно выбранном месте

6,1

Располагать свободой времени

5,8

Воплотить хобби в профессиональное занятие

5,8

Жить, занимаясь своими увлечениями

3,0

Эффективно использовать имеющийся капитал

1,9


Мотивы японских предпринимателей стали разнообразней, и их теперь можно классифицировать по нескольким основным группам, в зависимости от характера мотивов. Это группа мотивов, так или иначе связанных с получением дохода; мотивы, связанные с самой предпринимательской деятельностью, представляющие собой в целом основную, традиционную мотивацию предпринимателей, выражающуюся в стремлении к самореализации посредством предпринимательства; и группа мотивов, связанная с качеством жизни, являющаяся новым моментом в мотивации предпринимателей. Основополагающие мотивы (во всяком случае, как считалось раньше), такие как стремление проявить свои способности и желание получать доход остались практически без изменений. По-прежнему наибольшим весом обладает желание проявить свои способности посредством предпринимательства - 44,9% и вся группа мотивов, связанных с самой деятельностью, в целом занимает первое место - 39,4%. Помимо желания проявить свои способности, сюда также входят «желание испытать на собственном опыте всю прелесть управления своего предприятия», «желание посредством предпринимательства внести свой вклад на благо общества». Несмотря на то, что отдельный мотив «желание получать большой доход, соответствующий своим стараниям» занимает второе по значению место, в целом мотивы получения дохода среди трех категорий стоят на последнем месте. На фоне этих традиционных тенденций заметна сильно возросшая роль мотивов качественного уровня жизни - 36,1%, включающих в себя некоторые новые моменты: «желание делать свое дело, как никто другой», «желание иметь психологическую свободу в жизни», «желание поставить на первое место семейную жизнь», «желание обратить хобби в профессиональное занятие». Обращает на себя внимание тот факт, что эта группа мотивов начинает составлять конкуренцию мотивам, связанным с самой предпринимательской деятельностью и проявлением через нее своих способностей.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Факторы, влияющие на развитие системы управления персоналом
Индивидуальные характеристики работника в управлении
Мотивация поведения и иные факторы, влияющие на эффективность управления персоналом фирмы
Стимулирование труда - основная форма материальной мотивации
Особенности методологии оценки потребности в специалистах предпринимательской организации
Вернуться к списку публикаций