2013-05-10 13:41:21
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Анализ особенностей управления и организации труда торгового персонала в полиграфии



Анализ особенностей управления и организации труда торгового персонала в полиграфии


Вместе с тем рынок печатной продукции четко реагирует на изменение социальных потребностей общества. Например, в последние годы упал читательский интерес к книге, частично она вытесняется электронными средствами коммуникации. Следствием этого явилось падение тиражей книг (иногда до сотен экземпляров) и рост количества изданий по индивидуальным интересам. Поэтому существенно возросла роль полиграфии в сфере рекламы, деловой печати, и изготовления этикеток и упаковки. Реакции на такие структурные изменения выразилась в появлении небольших, технологически гибких производств, приспособленных к изменившимся потребностям рынка. Количество мелких предприятий стало быстро расти. Это послужило причиной снижения показателя оборота в среднем на одно предприятие отрасли. Если в Западной Европе (а там наиболее развита специализация, и полиграфия сильно сконцентрирована) средний оборот на одно полиграфическое предприятие составляет 3,5 млн. долл. в год, в США - 2,8 млн. долл., то в России в 1999 г. этот показатель был равен 0,28 млн. долл. (0,8 млн. долл. - в 1997), как мы видим на рис. 6.


Оборот на одно полиграфическое предприятие

Рис. 6. Оборот на одно полиграфическое предприятие.


Тенденцию снижения концентрации производства в полиграфии и появления большого числа мелких предприятий с невысокой производительностью труда иллюстрируют также диаграммы на рисунках 7 и 8.


Производство полиграфической продукции на одного занятого, тыс. долл. США.

Рис. 7. Производство полиграфической продукции на одного занятого, тыс. долл. США.


Число занятых на одном предприятии, (данные на 1999 г.)

Рис. 8. Число занятых на одном предприятии, (данные на 1999 г.)


По мнению специалистов США, в нынешних экономических условиях типографии с годовым оборотом менее 1 млн. долл. (а в России таких более половины) не выдерживают конкуренции с более технологически оснащенными предприятиями. Безусловно, такие предприятия могут предложить клиенту конкурентоспособную цену за счет низких затрат (особенно на персонал), но уровень качества их продукции и сервис оставляют желать лучшего. У мелких типографий нет средств на приобретение нового автоматизированного оборудования для печатных и подготовительных процессов, послепечатной обработки.

Конкурентная борьба диктует свою степень концентрации производства и его уровень, определяемый использованием более эффективных технологий. А типографии с численностью работников 10-12 человек и годовым оборотом 200-300 тыс. долл. не могут позволить себе приобретение современного дорогостоящего оборудования.

Помимо сказанного, особенностью российских полиграфических предприятий (как и всей промышленности в целом) является в несколько раз большее число занятых по сравнению с западными предприятиями с равным оборотом. Например, на российском предприятии с оборотом около 25 млн. долл. в год занято почти 1000 чел. против 150 чел. на американском производстве.

По статистике, в США на душу населения в год потребляется более 300 кг бумаги (в виде газет и журналов, рекламных листков и бумажной упаковки), в Германии, Англии и других ведущих европейских странах порядка 200-250 кг. В нашей же, самой читающей стране мира, - по самым оптимистическим подсчетам эта цифра не превышает 30 кг на одного человека, т.е. в 10 раз меньше, чем в Америке. Причины тому - низкая покупательная способность населения, высокая себестоимость производства и слабая производственная база. Однако эти цифры говорят и о большом потенциале отрасли, которая будет развиваться вместе с экономикой страны.

Пять лет назад в стране начался типографский бум. По данным МАП, в 1993 году у нас было не более 1000 типографий. Сейчас только в Москве их более 300, а в целом по стране число типографий увеличилось в 5-6 раз.

Следует заметить, что многие крупные полиграфические предприятия до сих пор находятся в государственном секторе экономики, и, обладая устаревшим оборудованием, с трудом поддерживают свое существование. Внедрение в полиграфию крупного частного капитала может существенным образом изменить ситуацию.

Поскольку область полиграфии в целом очень обширна, и включает ряд секторов (см. Рис.1), существенно отличающихся друг от друга по степени и темпам развития, имеющих различную клиентуру, для анализа в данной работе был выбран сектор печатной упаковки и этикеточной продукции. Эта отрасль имеет наиболее высокие темпы развития из всех секторов полиграфии. Кроме того, в этой отрасли ярко выражена специфика работы торгового персонала с корпоративными клиентами в области продажи товаров производственного назначения.

Прежде чем перейти к непосредственно анализу работы торгового персонала, хотелось бы привести некоторую информацию об особенностях данного сектора полиграфической промышленности.

Общая стоимость всех отпечатанных упаковочных изделий в мире составляла в 1985г. 350 млрд. долл. США. В 2005 же году даже по пессимистическим прогнозам она вырастет до 500 млрд. долл. США.

Суммарная доля этих сегментов в общем объеме производства России, как видно из схемы на рис.2, равна 14 %, что составляет 244,6 млн. долл. (за 1999 г.).

К нему относятся:

• Производство этикетки (сухая и самоклеющаяся)

• Производство кроя коробки с печатью

• Производство гибкой упаковки на основе бумаги или полимерных материалов

Основные технологии, используемые в упаковочной отрасли:

• Офсетная печать. Этим способом производится большая часть сухой этикетки, кроя коробки.

• Флексографская печать - печать с гибких полимерных форм, производимая с рулона на рулон, с рулона на листы или на заготовку, широко применяется в производстве гибкой упаковки на пленках, парафинированной бумаге, а также самоклеющейся этикетки. Наиболее динамично развивается.

• Глубокая печать - самый дорогостоящий способ, но позволяющий добиться наилучшего качества изображения. Он используется при печати крупных тиражей этикетки, кроя коробки (например, сигаретная пачка), а также для гибкой упаковки, требующей четкого изображения (например, печать слайдов).

Для предприятий - производителей упаковки существует ряд проблем, и одна из серьезных- проблема подготовки персонала. Дело в том, что в России до сих пор нет учебных заведений, которые готовили бы специалистов в области упаковки. Это касается всех этапов - от разработки до продажи. Процесс производства полиграфической упаковки обеспечен кадрами только в столицах, в регионах существует дефицит квалифицированных кадров печатников, операторов до - и послепечатного оборудования.

Созданная в 1995 г. Ассоциация упаковочных предприятий России «Союзупак» пытается решить эту проблему путем организации в полиграфических ВУЗах кафедры упаковки, однако до сих пор подготовка специалистов в области упаковки не ведется.

Что касается торгового персонала, здесь зачастую обучение происходит на личном опыте в процессе работы. Некоторые предприятия решают эту проблему следующим образом: нанимают на работу персонал с полиграфическим образованием и обучают (и то не всегда) продажам. Однако приемлемую квалификацию менеджер обретает только после 9-12 месяцев работы.

Закономерное решение данной проблемы - подготовка специалистов непосредственно на предприятии.

Подготовка менеджера по продажам полиграфической фирмы должна включать в себя три этапа:

1. Обучение продажам

2. Обучение технологии производства и знакомство с собственным производством как таковым

3. Знание внутрифирменных правил и обычаев, документооборота и внутренних распорядков.

Место отдела продаж и его роль на полиграфическом предприятии определяется степенью сложности управленческой структуры компании, на которую, в свою очередь, оказывает влияние ряд факторов, приведенных ниже.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Мотивация труда в условиях рыночной экономики
Индивидуальные характеристики работника в управлении
Основные тенденции инновационного развития системы управления персоналом
Японская система организации труда - пример активной мотивации человеческого фактора
Нетипичные формы занятости работников в рыночных условиях
Вернуться к списку публикаций