2011-11-17 18:09:05
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Методы планирования карьеры и профессионального развития персонала предпринимательской организации



Методы планирования карьеры и профессионального развития персонала предпринимательской организации


Несоответствие квалификации персонала предпринимательской организации ее потребностям отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой предпринимательской организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда процесс устаревания профессиональных знаний и навыков убыстряется. Успех предприятия сегодня зависит от способности сотрудников усваивать и использовать на рабочем месте новые навыки и знания.

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, знанию новых должностей, решению новых задач. Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются семинары по маркетингу, посещение школы бизнеса, изучение английского языка и т.д.

Ведущие предприятия затрачивают на профессиональное развитие значительные средства - от 2 до 10% фонда заработной платы.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивая преемственность в управлении.

Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, сотрудники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение так же способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей предприятия в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которым должен обладать персонал предприятия для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий кадровой службы (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в предпринимательской организации и роль в процессе профессионального развития (рис. 1).


Определение потребностей профессионального развития работников предпринимательской организации


Рис. 1. Определение потребностей профессионального развития работников предпринимательской организации


Для адекватного определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности предпринимательской организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:

• динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);

• развитие техники и технологии, влекущие за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;

• изменение стратегии развития предприятия;

• создание новой организационной структуры;

• освоение новых видов деятельности.

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. В ходе аттестации (или во время специальной встречи по профессиональному развитию) сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала предпринимательской организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

Важнейшим средством профессионального развития персонала предпринимательской организации является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам предприятия. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение.

На современных предприятиях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 2). Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала предприятия, а также необходимости выполнения работниками своих текущих производственных обязанностей.


Процесс профессионального обучения работников предпринимательской организации

Рис. 2. Процесс профессионального обучения работников предпринимательской организации


Выполнение должностных обязанностей требует от сотрудников предпринимательской организации знания рабочих процедур и методов, выпускаемой продукции и оказываемых услуг, умения работать на установленном оборудовании и т.п. Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, определяются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников, путем проведения опросов руководителей и специалистов (рис. 3).


Заявка на профессиональное обучение работников предпринимательской организации

Рис. 3. Заявка на профессиональное обучение работников предпринимательской организации




← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Нетипичные формы занятости работников в рыночных условиях
Персонал как объект и субъект управления
Формы нематериальной мотивации
Актуальные проблемы российского законодательства о труде
Нужны ли профессиональные государственные служащие
Вернуться к списку публикаций