2011-11-17 17:57:26
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Методы использования и развития персонала предпринимательской организации



Методы использования и развития персонала предпринимательской организации


Существует несколько путей поощрения служащих, чья оценка деятельности показывает, что они превзошли установленные нормы (рис. 2):


Обобщенные пути поощрений работников предпринимательской организации

Рис. 2. Обобщенные пути поощрений работников предпринимательской организации


а) повышение в должности в пирамидальной организации лишь немногие постоянно поднимаются по служебной лестнице, поэтому этот метод сказывается на тех, кто не продвигается, это также может привести к тому, что люди, более подходящие для творческой или чисто практической деятельности, займут административные или управленческие посты;

б) приращение заработной платы: оно не должно происходить автоматически. Необходимо учитывать, как работает служащий. Это делает возможным повышение зарплаты опытному специалисту без перемещения его с места работы, где он показывает наилучшие результаты. Высшая ставка за работу какого-либо уровня может превышать начальную ставку следующего уровня. Исчисление производительности легче проводить, когда цели работы можно выразить в количественных показателях и гораздо труднее, если работа имеет качественные оценки;

в) единовременные премии: с их помощью поощряются усилия по достижению специфических целей;

г) участие в прибылях: сейчас все больше и больше организаций представляющих своим служащим возможность участвовать в прибылях компании путем наличных выплат или распространения акций компании по преференциальным ценам;

д) дополнительные выплаты нерегулярного характера: существует гигантское количество разного рода дополнительных выплат, начиная с беспроцентных займов на приобретение сезонных проездных билетов и до страхования здоровья, пользования служебными автомашинами, снижения цен в буфетах компании, оплаты форменной одежды и преференциальных ставок по закладным;

е) условия труда: в некоторых случаях возможно сокращение времени работы, увеличение отпуска, предоставление гибкого графика работы, улучшение пенсионного обеспечения в качестве вознаграждения за хорошую работу;

ж) благодарность: благодарность не является последней по своему значению, так как похвала и искренняя благодарность менеджера могут сделать многое. Например, письмо коллеге из другого отдела, который особенно помог, вызовет желание помочь еще раз. Можно попросить чиновника головной конторы побеседовать с лучшими служащими или упомянуть о них в газете компании;

з) премиальная система - оценочная оплата труда на основании количественных показателей, характеризующих качество и количество труда работника за определенный период времени (год и т.д.).

Огромное значение для создания эффективной системы использования персонала имеет система социальной ответственности предпринимательской организации перед своими сотрудниками.

Социальная ответственность предпринимательской организации перед персоналом означает не только заботу о питании, отдыхе, организацию досуга, но и социальное партнерство в бизнесе, а также ответственность перед коллективом за результаты экономической деятельности.

Огромную важность имеют принципы построения системы участия работников в предпринимательской организации, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. Углублять доверие между всеми работниками предпринимательской организации.

2. Разделить акции или доли собственности на различные группы: для внешних вкладчиков и для своих работников и наделить их различными правами в отношении голосов. Привлекать будущих собственников к принятию организационных решений, акции персонала обязательно должны иметь право голоса.

3. Работники должны участвовать в выборах директоров или своих представителей в совет директоров предпринимательской организации как владельцы голосующих акций. Возможно создание консультационного органа.

4. Предпочтительнее мажоритарная собственность сотрудников, когда им принадлежит более 50% акционерного капитала. Это предполагает, что ни один работник не имеет более 5% акций, что является гарантией социальной заинтересованности внутри предпринимательской организации и социальной устойчивости ее во внешней среде.

5. По нынешнему российскому законодательству поощряется сохранение акций за работниками, уходящими на пенсию. Однако возможны серьезные проблемы: в периоды экономического спада возможная продажа пенсионерами голосующих акций сторонним лицам и утеря контроля над капиталом компании. Поэтому необходимо требовать продажи голосующих акций пенсионерами компании или обеспечивать их замену на привилегированные по различным ценам в течение определенного периода (3-5 лет) со справедливыми премиальными пенсионерам.

Конечно, важно для молодых работников предоставлять им право стать совладельцами после испытательного срока. Следует избегать деления коллектива на владельцев и невладельцев и возникновения конфликтов по этому поводу.

При качественном планировании и воплощении в жизнь собственность работников открывает хорошие перспективы для населения России и ее экономики. Западный опыт подтверждает то, что собственность работников может вести к более высокой производительности труда, повышению качества, росту доходов и более справедливому их распределению. К тому же такие предприятия России будут успешнее привлекать иностранный капитал и конкурировать на мировом рынке.


Железнякова Татьяна Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Методологические основы развития системы управления персоналом организации
Роль и значение самоорганизующихся групп в управлении персоналом
Роль и значение персонала в управлении предпринимательской организацией
Управление - форма реализации мотивации
Нетипичные формы занятости работников в рыночных условиях
Вернуться к списку публикаций