2011-11-17 16:56:04
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Роль и значение персонала в управлении предпринимательской организацией



Роль и значение персонала в управлении предпринимательской организацией


В данном случае функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. К основным функциям управления (рис. 2), в первую очередь, можно отнести такие функции, как планирование, организация, координация, контроль и мотивация.


Состав основных функций предпринимательской организации

Рис. 2. Состав основных функций предпринимательской организации


Планирование - это вид управленческой деятельности, Связанный с составлением планов предпринимательской организации и ее подразделений, которое включает в себя: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех тех, кто должен их выполнять и кто несет ответственность за их реализацию; Органической составной частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой.

Организация является функцией управления, задачей которой является: создание условий для достижения запланированных целей; создание условий для формирования таксой культуры внутри организации, которая создает предпосылки к повышению эффективности работы ее сотрудников и внедрению результатов научно-технического прогресса для их практического использования. Первая задача сводится к обеспечению предпринимательской организации всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, средствами и предметами труда, денежными средствами и т.д. При решении второй задачи главным является работа с персоналом и развитие стратегического и экономического мышления руководителей организации.

Мотивация представляет собой деятельность, имеющую своей целью побудить работников организации эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в разработанных планах. Действия мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, и обеспечивают создание предпосылок к развитию творческой инициативы всех ее сотрудников.

Контроль характеризует собой управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения этой функции - наблюдение, учет и анализ.

Координация является функцией процесса управления, главной задачей которой является достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как он зависит от характера координируемых процессов.

Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники, так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работы в предпринимательской организации.

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат, в результате которых управляемый объект переводится из существующего в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основную сущность процесса управления. Управленческое решение определяет собой воздействие на управляемый объект. В итоге процесс управления состоит из совокупности воздействий к объекту, вырабатываемых на основе принятых управленческих решений.

Если обратиться к практике работы действующих организационных структур, к которым относятся предпринимательские организации, выступающие в качестве хозяйственно самостоятельных субъектов, то можно увидеть, что выработка управляющих воздействий к объекту осуществляется соответствующей системой управления. Состав этой системы управления характеризуется наличием служб управленческого аппарата и линейных руководителей данной организационной структуры, за которыми закреплены соответствующие функции и обязанности. Реализация этих функций и обязанностей осуществляется с помощью решения некоторой совокупности задач. Деятельность системы управления обеспечивается наличием специальных подсистем и принятой организационной структурой управления, в рамках которой устанавливается система подчинения, охватывающая как службы управленческого аппарата предпринимательской организации, так и линейных руководителей, к ней относящихся.

Функции управления раскрывают сущность управленческой деятельности на всех иерархических уровнях управления предпринимательской организацией. Одновременно они отражают содержание работы, аппарата управления, представляемого службами, выполняющими определенные функции, и линейными руководителями, за которыми закреплены соответствующие обязанности.

Различные функции управления реализуются в результате решения некоторой совокупности задач, направленных на достижение единой цели и близких по своему содержанию с помощью соответствующих подсистем, являющихся составными частями системы управления на предприятиях и в организациях. Эти подсистемы относятся к функциональным подсистемам системы управления. Помимо них система управления деятельностью организации должна включать в себя обеспечивающие подсистемы. К последним относится подсистема организационного, информационного, нормативного, методического, технического и программного обеспечения.

Организационное обеспечение закрепляет за линейными руководителями, службами управленческого аппарата, подразделениями предпринимательской организации и их отдельно взятыми специалистами выполняемые ими функции, определяет их ответственность и подчиненность, систему поощрения и наказания соответственно за эффективную и неэффективную работу в виде установленных правил. Информационное обеспечение включает в себя перечень необходимой информации для решения тех или иных задач при реализации различных функций управления, сроки и виды представления требуемых исходных данных, источники их получения и пользователей. Нормативное обеспечение включает в себя систему норм и нормативов, используемых при решении различных задач в сфере управления организацией, а также нормативные документы, которых должна придерживаться организация в процессе своей деятельности. В рамках методического обеспечения системы управления организацией сосредоточен комплекс существующих методических материалов, используемых для решения задач, относящихся к данной сфере деятельности, Техническое обеспечение включает в себя средства для сбора, передачи и обработки информации, программное обеспечение - программы для осуществления расчетов на компьютерах, используемых при принятии управленческих решений.

Система управления деятельностью предпринимательской организации может быть построена различным образом. Главное отличие, относящееся к различным вариантам построения данной системы, заключается в характере вырабатываемых ею управляющих воздействий к объекту. Эти отличия определяют собой принципы, заложенные в основу системы управления данным объектом (рис. 3). Одним из них является принцип принуждения, заставляющий объект действовать строго в соответствии с выработанными системой управления его деятельностью управленческими решениями. Второй принцип, лежащий в основе системы управления, характеризуется относительной свободой объекта в своей деятельности при условии выполнения им установленных регламентирующих правил. Эти правила могут иметь различную степень их детализации и являться разрешающими и запрещающими. Третий принцип, который может быть положен в основу системы управления предпринимательской организацией, использует такие меры воздействия к объекту как его поощрение и наказание. В этом случае осуществляется оценка результатов деятельности рассматриваемого объекта в сопоставлении с существующими у него возможностями за истекший период времени. Если результаты этой деятельности вызывают одобрение, объект управления поощряется, если результаты этой деятельности оказываются неудовлетворительными, то объект управления наказывается. Как правило, оценка результатов деятельности объекта за истекший период времени осуществляется на основе априори разработанных решающих правил.

При этом деятельность, связанная с обеспечением нормальных условий функционирования предпринимательской организации, в свою очередь, включает в себя два вида относительно самостоятельных и, вместе с тем, взаимосвязанных вида деятельности. Первый из них связан с обеспечением нормальных условий функционирования производства, второй - с обеспечением нормальных условий функционирования всей предпринимательской организации в целом за исключением производства.


Принципы, заложенные в основе деятельности предпринимательской организации

Рис. 3. Принципы, заложенные в основе деятельности предпринимательской организации


Так, если рассматривать в целом значительную совокупность предпринимательских организаций, занятых производством и реализацией продукции, то основными функциональными подсистемами, входящими в состав системы управления их деятельностью, относятся: подсистема маркетинга; подсистема управления производством; подсистема управления инновациями; подсистема управления финансами; подсистема управления персоналом; подсистема общего менеджмента.

Если обратиться к каждой из этих подсистем управления, то можно увидеть, что основными целями, стоящими перед ними, и соответственно видами деятельности, ими выполняемыми, являются.

Подсистема маркетинга направляет свою деятельность по двум основным направлениям. Во-первых, для изучения существующего потребительского спроса и его прогнозирования на перспективу, во-вторых, для его создания. В рамках стоящих перед нею задач данная подсистема участвует в разработке требуемых параметров новой продукции, освоении рынков, сборе и обработке информации о товарах, реализуемых на различных рынках, ценах на них и их потребительских свойствах, рекламных компаниях данной фирмы и т.д.

Подсистема управления производством охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств- производства, процесс производства, связанный с превращением ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание, в том случае, когда это является необходимым. В соответствии с поставленными перед данной подсистемой управления целями, она осуществляет выполнение разнообразного и значительного комплекса работ. К ним относятся: приемка товаров, сырья, материалов и хранение их на складах; управление запасами на производстве; контроль качества выпускаемой готовой продукции и полуфабрикатов и ее упаковки; технического обслуживания оборудования и т.д.

В рамках подсистемы управления инновациями осуществляется решение задач, целью которых является внедрение нововведений на производстве. Ее направленность это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введение новшеств и модернизации всех сфер деятельности организации или предприятия.

Подсистема управления персоналом осуществляет все виды работ, связанных с трудовым коллективом организации или предприятия и их подразделений, в том числе работу по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда их работников.

Подсистема управления финансами осуществляет деятельность, связанную с организацией финансирований и кредитования текущей деятельности организации, связанной с производством и реализацией продукции, а также организацией финансирования и кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие организации или предприятия. Кроме того, в рамках данной подсистемы осуществляется составление бюджетов по организации или предприятию в целом, их подразделений и реализуемых программ, выполнение финансовых и налоговых обязательств данной предпринимательской организации.

Подсистема общего менеджмента в качестве своей основной задачи решает задачу, связанную с обеспечением эффективного достижения целей предпринимательской организации, исключающего нерациональные затраты используемых ресурсов и производственного потенциала, в том числе потенциала существующего персонала. В соответствии с этой задачей в рамках данной подсистемы разрабатываются мероприятия по активизации работников организации по контролю за движением и использованием всех ресурсов на всех этапах производственного процесса и во всех ее подразделениях.

Проанализировав общую структуру системы управления предпринимательской организации и роли персонала в ней, подведем итоги. Во-первых, то, что управление персоналом может являться обособленной проблемой, решаемой в рамках системы управления деятельностью организации. Во-вторых, то, что в том случае, когда система управления предпринимательской организацией построена по принципу управления ее различными видами деятельности, задача, связанная с управлением персоналом решается применительно каждой из них. В-третьих, то, что управление персоналом сводится к управлению его использованием и развитием, при этом управление включает в себя такие элементы как планирование и прогнозирование, нормирование и организация, учет, контроль, анализ и мотивации. Последний из указанных выше элементов относится только к объекту, в качестве которого выступает персонал организации в целом, ее персонал, занятый осуществлением различных видов деятельности, и ее персонал, обособленный в рамках различных подразделений предпринимательской организации.


Железнякова Татьяна Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Функции службы управления персоналом организации и их систематизация
Сущность и виды субъектов управления персоналом
Конкурентные преимущества организации и стратегия их достижения
Государственная служба и правовое регулирование труда
Основные характеристики и этапы развития системы управления персоналом
Вернуться к списку публикаций