2011-11-17 16:56:04
ГлавнаяУправление персоналом и кадровая политика — Роль и значение персонала в управлении предпринимательской организацией



Роль и значение персонала в управлении предпринимательской организацией


Главной задачей, стоящей перед любой предпринимательской организацией, является эффективность ее функционирования. В свою очередь, эффективность функционирования данной организации можно рассматривать по различным направлениям. Во-первых, она определяется степенью достижения поставленных перед организацией целей, во-вторых, - итогом сопоставления полученных результатов ее деятельности за отчетный период, с одной стороны, с существующими у ней возможностями и имевшими место затратами за этот же период времени, в-третьих, - итогом сопоставления результатов деятельности предпринимательской организации, используемых для этого возможностей и понесенных затрат со значениями аналогичных показателей, характерных для других организаций и выступающих в качестве точки отсчета.

Чтобы обеспечить эффективность функционирования предпринимательской организации, необходимо выполнение двух основных условий. Это построение ее оптимальной структуры и эффективное управление ее деятельностью. Для решения этих задач в различное время предложены различные подходы. В основе первого такого подхода, предложенного Ф. Тейлором в конце XIX в., лежит расчленение работы, выполняемой организацией, на автономные элементы с последующим оптимальным сбором их в единое целое. Главный тезис, лежащий в основе второго подхода для решения данной проблемы, который был предложен в 30-х гг. XX столетия такими учеными, как Д. Макгрегор, Ч. Барнрд и Ф. Селзник, заключается в том, что важнейшим фактором производительности труда является человек. Исходя из этого, предлагается уделять максимальное внимание к работающим, их мотивации, коммуникации, лояльности и участию в принятии решений. В соответствии с третьим подходом, родоначальником которого явились А. Чандлер, П. Лоуренс и Дж. Лоршу, любая организация представляется в виде сложной иерархической системы. Его главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с четвертым подходом основной упор делается на то, что в деятельности организации заинтересованы различные группы лиц как внутри, так и вне ее границ.

Если более подробно рассмотреть эти подходы, то в этой связи необходимо отметить следующее.

В соответствии с первым подходом предпринимательская организация представляет собой механизм, состоящий из комбинации основных производственных факторов, к которым относятся средства производства, рабочая сила, сырье и материалы. Ее целями является максимизация прибыли и рентабельности, увеличения общего оборота капитала. Для достижения этих целей Необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент предпринимательской организации должен быть ориентирован, в первую очередь, на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура производственных факторов и всего процесса производства.

Главной задачей менеджеров в соответствии со вторым из указанных выше подходов является организация и управление персоналом. При этом предпринимательская организация обеспечивает наличие соответствующих работоспособных структур, устанавливает отношения между работающими и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач; управление же персоналом означает личное и конкретное воздействие на сотрудников предпринимательской организации, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов.

Ключевые факторы успеха организации, если обратиться к третьему из указанных выше подходов, находятся в двух сферах: во внешней, из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, и во внутренней, в рамках которой создаются предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Это, прежде всего, все те же организации, а также люди, которые связаны с данной организацией в силу стоящих перед ними целей и выполняемых ими задач. Это поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые организации, правительственные органы и т.д. Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды. Это социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предпринимательской организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Важнейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, правовым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований при производстве продукции и услуг. Это структура организации, ее культура и ресурсы. Под структурой предпринимательской организации понимается состав и соотношение входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям производственных и (или) управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом и финансами.

Культура предпринимательской организации - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, оказывающих заметное влияние на поведение как отдельно взятых индивидуумов, так и групп людей, работающих в организации а, следовательно, и на процессы и результаты совместной деятельности. Ресурсы любая организация получает из внешней среды. Помимо трудовых, материальных и денежных в них нередко большое место занимают так называемые «неосязаемые» ресурсы, которые могут быть представлены, например, в виде особых знаний, общественной поддержки программ и политики организации.

Исходя из выше изложенного, главным направлением деятельности менеджеров организации является стратегическое управление.

В соответствии с последним из указанных выше подходов, цели предпринимательской организации трактуются не столько в плане производства и сбыта какого-либо вида продукции и получения прибыли, сколько с позиций удовлетворения различных запросов связанных с нею групп в лице потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. В качестве границы учета их интересов принимается превышение стоимости приобретаемых организацией услуг по сравнению с ее ресурсными затратами. Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организаций лимитируется требованием выполнения и других целей на приемлемом уровне.

Одной из главных задач управления предпринимательской организацией является установление целей, которые она должна достигать в процессе своей деятельности. Для этих целей должны быть характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный интервал времени; их конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими целями; адресность и контролируемость.

Реализацию указанных целей выполняет персонал организаций и от его состава, личных, деловых и морально-этических качеств зависят результаты работы организации. Этому процессу, т.е. поиску, найму, оценке и отбора персонала организации уделяется первостепенное внимание. При этом в практике найма и отборе персонала существует множество форм и методов, которые могут быть использованы в любых организационных структурах. Практические методики Вы можете получить, посетив курсы по управлению персоналом или специализированные тренинги.

Определению целей предпринимательской организации, которые осуществляет руководство, может предшествовать установление ее миссии. В ней обычно детализируется статус организации, декларируются принципы ее работы, намерения руководства, дается определение ее самых важных характеристик.

Как правило, предпринимательские организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, важных с точки зрения их функционирования и развития. Эти цели могут относиться к различным группам, используя для этого соответствующие классификационные признаки. Так, в зависимости от длительности рассматриваемого периода, принадлежащего перспективе, цели, стоящие перед предпринимательской организацией, разделяются на стратегические, тактические и оперативные.

По своему содержанию цели могут являться экономическими, организационными, научными, социальными, техническими, технологическими и т.д.. Они могут затрагивать как внутреннюю, так и внешнюю среду, различные сферы деятельности, такие как производство, маркетинг, финансы, персонал и т.д., различаться по степени их приоритетности, измеримости и повторяемости. Кроме того, они могут относиться как к предпринимательской организаций в целом, так и к ее отдельно взятым подразделениям, а также устанавливаться на различных стадиях ее жизненного цикла.

Количество и разнообразие целей, которые ставит перед собой предпринимательская организация, бывает обычно настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава нельзя обойтись. По этой причине часто прибегают к построению «дерева целей». С его помощью описывается упорядоченная иерархия целей, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

При этом используются следующие правила, показанные на рис. 1.


«Дерево» целей предпринимательской организации

Рис. 1. «Дерево» целей предпринимательской организации


В результате такой работы устанавливается не только совокупность целей организации, но и совокупность задач, которые она должна решать для их достижения.

Располагая совокупностью целей и подцелей, стоящих перед предпринимательской организацией далее решается следующий комплекс задач:

• определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней;

• осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках обязанностей, закрепленных за различными руководителями;

• составляются планы достижения поставленных целей и др.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Стимулирование труда - основная форма материальной мотивации
Диверсификация организации и адаптация к ней системы управления персоналом
Целевой объект как основополагающий элемент системы управлении персоналом
Практические рекомендации по выработке модели мотивации
Основные элементы методики сбора информации для исследования уровня развития систем управления персоналом в организациях
Вернуться к списку публикаций