2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Аспекты профессионализма в системе государственной службы



Аспекты профессионализма в системе государственной службы


Проблемам профессионализма посвящено множество книг, научных статей, крылатых фраз. Одно из лучших суждений принадлежит немецкому поэту и мыслителю И.В. Гёте: «Нет ничего ужаснее деятельного невежества». Это суждение применимо и к сфере социального и государственного управления.

Для современной России проблема профессионализма в государственно-административном управлении по-прежнему остаётся крайне актуальной. Известные учёные подчёркивают: «В целом наша административная система стала работать ещё хуже, ибо, сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Один из них - снижение уровня профессионализма, так как наиболее квалифицированные и способные аппаратчики покинули государственную службу, переместившись в коммерческие структуры» [2].

Но что же считать профессионализмом? Образование, опыт, управленческие способности? Или может быть предпочтение отдать приверженности определённым идеологическим установкам? В последнем случае не имеется в виду критический или иронический подтекст, ибо профессионализм может строиться и на идеократических платформах, которые, в свою очередь, вытекают из вполне определённых научных направлений и школ в области политики и экономики. Так что проблема сущности, структуры, критериев профессионализма в сфере государственного управления, а тем более - в других сферах, достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики, быстрых социальных перемен. Профессионализм вообще является предметом изучения десятков наук и научных направлений: социологии труда, эргономики, психологии труда, статистики труда, физиологии и психологии труда, трудового права, акмеологии, профессиологии и профессиографии.

Целый ряд отраслей, связанных с повышенным риском, ответственностью, особыми условиями труда, хорошо оснащён профессиологическими методами и критериями, способствующими надёжному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение.

Что касается сферы государственно-административного управления как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношениях изучена значительно меньше и оснащена не столь богато. Однако представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих политических ценностей и личностных предпочтений политиков. В таком случае, часть требований к профессиональной деятельности чиновника формируется, исходя из установок доминирующей политической культуры. Что касается современных российских политических условий, то они как раз и характерны выдвижением системы новых требований к профессионализму госслужащих, вытекающих из новых политических и экономических реалий [1].

В связи с этим формируются принципиально новые требования к госслужащим нового поколения. Они впрямую связаны с изменением функций и содержанием деятельности Российского государства. Если ранее государство было и основным собственником, и инвестором, и работодателем, и распорядителем кредитов, и владельцем средств массовой информации, то ныне в его руках сосредоточено 10-30 % долевого пакета всех этих функций.

Существенно изменились и функции государственно-административного аппарата. Поскольку основу нормативно-регулирующей системы общества представляет право, то кадры государственного персонала должны быть сориентированы на деятельность в условиях правового государства, и хорошо знать соответствующие его области. Таким образом, существенно изменяется понятие профессионализма государственно-административных кадров и критерии его оценки. Этот подход нашёл уже отражение в кадровой политике и на федеральном, и на местном уровнях.

Второй базисный компонент, влияющий на формирование новой кадровой политики, - это новая система экономических отношений, в основе которой - частная и коллективно-долевая формы собственности.

Третий аспект кадровой политики и оценки деятельности кадров, а также их подготовки - ориентация на человеческий фактор. В условиях зарубежного государственного управления и менеджмента эти ориентации развиваются уже многие десятилетия. Самый большой изъян в отечественной практике государственного управления и кадровой политики находится именно в этом звене. И самым неприятным явлением выступает отчётливо обозначившееся отчуждение населения от системы государственного управления. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, и факты электорального поведения.

Конечно, многое зависит от становления и развития новых механизмов, сочетающих формы административного управления и самоуправления. Но многое можно сделать и в процессе подготовки кадров и оценки их деятельности. Следует принципиально относиться как к демагогическим формам популизма, так и бездушию или запугиванию населения.

В рыночных условиях, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на целый ряд новых аспектов профессионализма в системе государственной службы.

Во-первых, это выделение общеконцептуального аспекта профессиологии госслужащего, связанного с идеей профессиональной культуры, которая включает такие компоненты, как политическая культура, управленческая культура, нравственная культура.

Во-вторых, наше понимание профессиональной культуры включает в неё технологический компонент: владение управленческими технологиями -мера профессионализма. Объём репертуара социальных технологий определяет уровень продвижения в делах профессиональной культуры.

В-третьих, необходимо не только декларировать, но и развернуть значимость таких компонентов в профессиональной культуре, как нравственный и волевой. Что касается проблем нравственной сформированности, надёжности, ответственности госслужащих, то эти проблемы сверхактуальны в современной России. И если проблемы подготовки в области профессиональных знаний и умений сообразно современным требованиям решаются, то профессиональный этос и личностно-нравственный уровень госслужащих находится в сложном состоянии. Избавиться от этих явлений, которые создают ощущение даже не дилетантизма в профессиональной деятельности, а асоциальности, возможно лишь целым комплексом мер. Но в начале следует чётко сформулировать: чего же мы хотим от профессионалов как на институциональном, так и на личностном уровнях.

Попытка сформулировать нормативно-ценностные подходы, соотнести их с реалиями сегодняшнего дня, опираясь на методы научного анализа, и выработать механизмы воплощения в жизнь предлагаемых установок и выступает данная концепция.


Литература

1. Понеделков А.В. Профессионализм в системе государственной службы: новые аспекты анализа. - Ростов-на-Дону, 1997. - 145с.

2. Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество // Общественные науки и современность. - 1996. -№2. -С. 24-25.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 105с.







Интересное:


Аспекты профессионализма в системе государственной службы
Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки
Государственная служба Пакистана
Вернуться к списку публикаций