2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Актуальные проблемы социальной защиты населения



Актуальные проблемы социальной защиты населения


В условиях современного развития общества особенно важное значение приобретает социально-экономическая сфера. Трансформация экономики, социальной структуры общества, основных социальных институтов за последнее десятилетие привела к тому, что увеличилось число людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, в получении от государства минимальных гарантий в связи с несчастным случаем, безработицей и другими социальными рисками.

Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: как обеспечить население Российской Федерации целом и в регионах в частности социальной защитой и поддержкой? Какой путь выберет Россия в своей социальной политике?

Ответ на эти вопросы можно получить, обратившись к исторической ретроспективе проблемы, изучив, каким образом происходило становление и развитие системы социальной защиты в России за предшествующие периоды времени.

Система социальной защиты и обеспечения населения в России имеет богатую историю своего развития. Мало кому известно, что отдельные формы социальной деятельности здесь существуют уже более тысячи лет.

Формально началом организации социальной работы можно считать договор 911г. «Об искуплении пленных» между князем Олегом и греками. Согласно этому документу, существовали взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, попавших в плен, и отправке их на родину, где бы они ни находились. Договор отражал сострадание к судьбам людей и являлся первым свидетельством заботы государства о своих соотечественниках.

Дальнейшие формы оказания социальной поддержки в России были вызваны принятием на Руси христианства. Общеизвестные положения христианства, призывающие к милосердию, братству, любви к ближнему, состраданию, лежали в основе политики русских князей на протяжении долгого периода времени.

В X веке князь Владимир велел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, чтобы получить продукты, денег из казны, а для тех, которые не могли сами дойти до княжеского двора, хлеб, мясо, овощи привозили на специальных телегах в места наибольшего скопления нищих и убогих.

Призрение бедных поручалось русской православной церкви, которая при помощи собираемой «десятины» в пользу церкви должна была поддерживать всякого к ней обратившегося. Эта традиция помощи церкви бедным и нищим сохранилась в России и по сей день.

Особенностью политики призрения бедных и убогих, а также других страждущих было то, что она становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства и носила благотворительный характер.

Традиция благотворительности на какое-то время прекратила свое существование из-за татаро-монгольского нашествия, выдвинув в качестве единственного прибежища для нуждающихся русскую православную церковь. Однако после свержения ига эта традиция получает дальнейшее развитие.

Ряд указов русских государей свидетельствует о попытке решения проблемы социальной помощи не только посредством благотворительности и церковного призрения, но и путем проявления заботы со стороны государства. Целенаправленный характер приобретает строительство госпиталей, богаделен, больниц, работных домов, народных школ, домов для неизлечимо больных, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом на ограниченное число призреваемых.

В XIX веке российское законодательство делило нищих на следующие категории:

- те, кто своим трудом не может себя прокормить;

- кто в случае болезни или сиротства временно впал в нужду, но может работать;

- кто может работать, но не хочет этого делать в силу своей лени;

- кто случайно, по каким-либо причинам впал в нужду. Проанализировав перечисленные категории нищих, можно сделать вывод о том, что эта тенденция сохранилась и в современном российском обществе, отражая основные категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

Изучая же в целом систему социальной политики в дореволюционной России, мы видим сочетание двух форм социальной поддержки: государственной и общественной, в которых основной упор делался на благотворительность, направленную на наиболее бедную категорию населения России.

После Октябрьской революции 1917 г. проблемы, связанные с социальной защитой населения, не только не исчезли, но еще более обострились. Структура и система работы органов социальной защиты того времени являлись отражением революционных настроений и происходящих перемен в общественной структуре.

Важной особенностью социальной политики советского периода была замена органов государственного призрения органами социального обеспечения, так как первые являлись пережитком прошлого, когда социальная помощь носила характер благотворительности, пожертвований и милости.

Таким образом, в СССР социальное обеспечение и защита превратились в особую систему, основанную на патерналистских началах, где государство стало универсальным органом социальной поддержки, защиты, обслуживания всех групп населения.

В постсоветский период истории система социальной защиты населения оценивалась неоднозначно. Большинство ученых, как отечественных, так и зарубежных, критиковали советскую систему за то, что она «уравнивала абсолютно всех граждан», что «всеобщее право на социальную защиту наряду с гарантией полной занятости и обязанностью трудиться лежало в основе социального договора между отдельными лицами, предприятиями и государством...», и хотя такая система носила всесторонний характер, с точки зрения охвата возможных рисков населения, она была все же неадекватна и неэффективна, более того, она оказалась неспособна приспособиться к условиям перехода к рыночной экономике.

Недостатком системы также являлось то, что в СССР страховые взносы платили не сами работники, а предприятия, после чего средства перераспределялись в бюджете. Поскольку взносы начислялись на фонд заработной платы, о «бесплатности» социального обеспечения говорить не приходилось. Поэтому авторы считают, что в СССР сложилась «неразвитая» модель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единого котла», без учета социальных рисков.

Тем не менее, несмотря на недостатки советской системы социального обеспечения, она функционировала довольно-таки эффективно, результаты чего мы видим прежде всего в оказании реальной социальной помощи и поддержки абсолютно всех категорий граждан СССР: это и пенсионная политика, и медицинское страхование, политика занятости населения, семейная политика, способствовавшая увеличению числа членов семей советских граждан, санаторно-курортное лечение и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что советская система социального обеспечения решила проблемы дореволюционной системы, перейдя на более качественную и централизованную ступень своего развития, о чем свидетельствуют данные естественного движения населения по России в целом и в отдельных ее регионах.

Для примера приведем данные по Челябинской области, исследовав которые, ученые пришли к выводу, что за последние 40 лет в области отрицательный коэффициент естественного прироста совпадает с периодом начала рыночных реформ: если в среднем за 30 лет (с 1960 г. по 1990 г.) коэффициент естественного прироста был около 6, то к 1994 г. он составил 6,1, что свидетельствует о процессе вымирания населения, демографическом кризисе. По данным института экономики ЧелГУ, в 1994 г. разность между умершими и родившимися составила 21, 5 тыс. человек.

Итак, можно говорить о том, что сегодня Россия переживает тяжелейший кризис в области социальной политики, что прежде всего отражается на физическом, моральном, материальном, демографическом, экономическом, социальном состоянии нации.

По данным экспертов, в настоящее время 95% школьников и студентов нельзя отнести к основной группе здоровья, среди молодого поколения резко упал общеобразовательный уровень, с каждым годом растет количество суицидов, что также свидетельствует о нездоровой социальной атмосфере в обществе. А тот факт, что в России на сегодняшний момент нет среднего класса, заставляет задуматься о путях дальнейшего выхода страны из затянувшегося кризиса, что необходимо считать первоочередной задачей.







Интересное:


Государственная служба Пакистана
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Актуальные проблемы социальной защиты населения
Вернуться к списку публикаций