2009-07-07 21:49:56
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России



Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России


Преодоление кризисных явлений в системе государственных финансов и создание предпосылок для устойчивого экономического роста невозможно без выработки концепции управления государственным долгом, основанной на активном использовании международного опыта и отражающей современное состояние российской экономики.

Жилищно-коммунальное хозяйство относится к одной из наиболее проблемных отраслей российской экономики. Главной задачей бюджетной политики в сфере ЖКХ является обеспечение доступности коллективных благ путем эффективного сочетания методов прямого и косвенного финансового содействия созданию среды, благоприятной для удовлетворения потребностей в них. Задачей государства в процессе реформирования ЖКХ является, с одной стороны, демонополизация потенциально конкурентных сегментов отрасли и регулирование деятельности монополий в рамках бюджетной политики, - с другой.

Совершенствование государственного финансового регулирования предполагает пересмотр затратного метода формирования тарифов на услуги ЖКХ. Переход на систему расчетов за фактически оказанные услуги и создание прозрачного механизма определения издержек предприятий-монополистов будет способствовать снижению нагрузки ЖКХ на бюджет и оздоровлению отрасли, так как стимулирует сокращение издержек и внедрение современных технологий.

Государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ должно быть увязано с основными целями макроэкономического регулирования, а также учитывать финансовое состояние потребителей, что необходимо для достижения баланса интересов государства, предприятий отрасли и потребителей. Пересмотр тарифов в сторону их увеличения в процессе государственного регулирования монополистов в сфере ЖКХ возможен только в случае, если другие методы оздоровления отрасли исчерпаны (внедрение современных технологий ресурсосбережения, улучшение качества менеджмента и т.д.).

Укрепление финансового положения ЖКХ позволит улучшить обслуживание потребителей, сократить бюджетные расходы и направить сэкономленные средства на образование, здравоохранение и другие приоритетные направления.

Повышение эффективности управления объектами государственной собственности создает необходимые предпосылки для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. Отсутствие эффективной системы управления государственной собственностью не только ведет к нарастанию кризисных явлений в государственных организациях и росту бюджетных потерь, но и является одним из препятствий на пути структурной перестройки экономики и развития корпоративного сектора в России, снижения коррупции и повышения доверия экономических субъектов к финансовой политике государства. В настоящее время деятельность большинства государственных предприятий не способствует решению задач социально-экономической политики, кроме того, не обеспечен необходимый контроль за сохранностью и использованием государственного имущества.

Совершенствование управления находящимися в государственной собственности активами связано с реструктуризацией экономики и улучшением качества корпоративного управления во всех ее секторах, в том числе и государственном, укреплением институциональных основ рыночной экономики.

Для улучшения управления государственной собственностью в России необходимо:

- завершение сплошной инвентаризации государственной собственности в стране и за рубежом;

- усиление контроля за деятельностью государственных организаций посредством повышения ответственности руководителей за вверенные им объекты, комплексной ревизии бюджетополучателей, мониторинга финансовых обязательств госсектора;

- определение целей, достижению которых служит каждый объект, находящийся в собственности, с указанием путей их достижения;

- реструктуризация государственного сектора, предусматривающая сокращение числа государственных унитарных предприятий до 1000-1500 через их акционирование и приватизацию, упразднение института хозяйственного ведения, сокращение количества находящихся в федеральной собственности пакетов акций через их приватизацию, консолидацию государственных пакетов в вертикально интегрированных структурах, сохранение и, в случае необходимости, увеличение размера пакетов акций стратегически важных компаний в государственной собственности, прежде всего естественных монополий;

- повышение эффективности управления государственными учреждениями путем использования закрепленного за ними имущества в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, сокращения количества учреждений и повышения транспарентности их работы;

- утверждение основных показателей деятельности крупнейших государственных компаний в рамках бюджетного процесса. Независимому аудиту должны подвергаться не только инвестиционные программы, но и текущие расходы, их объем и обоснованность;

- решение проблем государственной собственности в контексте выработки стратегии государственного инвестирования и создания предпосылок для улучшения инвестиционного климата в целом, а также оптимизации размера и структуры государственных расходов.

Решение задач социально-экономического развития невозможно без повышения эффективности бюджетной политики, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики и направленной на развитие рыночной инфраструктуры, рост инновационной активности, снижение избыточных административных барьеров для предпринимательской деятельности, повышение «прозрачности» и укрепление финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Вернуться к списку публикаций