2009-07-07 21:49:56
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России



Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России


Эффективная система государственного финансового регулирования рыночной экономики является важнейшим условием экономического развития и поддержания политической стабильности страны. В современной рыночной экономике базовые функции государства состоят главным образом в управлении экономическими процессами с целью корректировки «недостатков рынка». К числу таких базовых функций относятся: производство общественных благ; государственное регулирование естественных монополий; регулирование «внешних эффектов» (экстерналии); обеспечение равного доступа экономических субъектов к достоверной информации. Поэтому результат функционирования системы государственных финансов воплощается прежде всего в том, насколько государство эффективно исправляет «недостатки» рынка.

Изменения функций государства и способов финансового регулирования экономики происходят под воздействием многих факторов, среди которых важное место занимают финансовая глобализация, особенности НТП на современном этапе, социально-политические процессы. Поэтому возникает проблема определения качества государства, или его способности эффективно выполнять свои функции в постоянно изменяющихся условиях. Поставленная самой хозяйственной практикой задача расширения временных горизонтов планирования компаниями своей деятельности, в свою очередь, выявила проблему выработки нового понимания роли государства в экономическом развитии страны. Таким образом, в настоящее время сам бизнес предъявляет спрос на услуги государства.

Бюджетная политика представляет собой воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

Современная мировая практика финансового регулирования социально-экономических процессов нацелена на полное и точное выявление общественных потребностей, аллокацию ресурсов в соответствии с данными потребностями и применение системы оценок социально-экономической результативности осуществляемых государством проектов.

Процесс реформирования государственных финансов в России должен быть направлен на достижение большей степени их соответствия по масштабам, структуре и эффективности потребностям постиндустриального общества.

Основным требованием к российской бюджетной политике выступает создание условий для экономического роста. Активизация инвестиционно-инновационной составляющей экономического роста при проведении бюджетной политики является одним из условий выхода российской экономики на траекторию устойчивого экономического развития.

В настоящее время не только для крупных корпораций, но и для государств повышение международной конкурентоспособности стало абсолютным приоритетом проводимой ими финансовой политики. Финансовая глобализация вызывает необходимость ориентации бюджетной политики прежде всего на максимизацию конкурентоспособности национальной экономики.

Активное включение России в процессы экономической глобализации служит потенциальным источником финансовых и технологических ресурсов, способных стать дополнительным фактором экономического роста. Бюджетная политика государства должна быть направлена на максимизацию положительных и нейтрализацию негативных последствий более тесной интеграцией России в мировое хозяйство, что требует разработки концепции международной конкурентоспособности России, обеспечивающей создание конкурентных преимуществ стратегического характера. В условиях обострения глобальной конкуренции особое значение имеет повышение эффективности бюджетных расходов, предполагающее определение долгосрочных приоритетов в расходовании государственных средств, создающих конкурентные преимущества национальной экономики.

К основным недостаткам системы государственных финансов в России относятся прежде всего чрезмерное бюджетно-налоговое бремя и слабое налоговое администрирование; низкая социально-экономическая результативность государственных расходов и управления государственной собственностью. Таким образом, к числу основных препятствий на пути экономического развития, относится не только высокое налоговое бремя, но и крайне низкое качество производимых государством благ, не соответствующее уровню расходов на них. Без комплексного реформирования системы государственных расходов снижение налогового бремени не приведет к стабилизации системы государственных финансов в долгосрочной перспективе.

Оптимизация бюджетных расходов предусматривает проведение ряда крупномасштабных реформ, среди которых: проведение комплексной реформы ЖКХ, повышающей его эффективность и ведущей к постепенному сокращению дотаций из бюджета; выработка стратегии управления государственным долгом, снижающей долговое бремя страны; сокращение бюджетных расходов на поддержку отраслей материального производства, эффективность которых является крайне низкой; финансовая поддержка судебной реформы, направленная, в частности, на укрепление механизма защиты прав собственности и улучшение экономического климата в стране.

Бюджетные средства должны обеспечивать производство общественных благ, создающих долгосрочные предпосылки для устойчивого экономического роста и укрепления конкурентных позиций России в глобальной экономике. Приоритетными для государственного финансирования должны стать инвестиции в «человеческий капитал», связанные созданием и развитием инновационного сектора экономики, с повышением эффективности научно-образовательной сферы, формированием инфраструктуры, закладывающей долгосрочный фундамент экономического роста.

Повышение эффективности государственных расходов предусматривает внедрение программно-целевых методов бюджетного финансирования, основанных на строгой увязке величины государственных расходов с результатами с их осуществления.

В целях обеспечения бесперебойного финансирования институциональных реформ и поддержания общей стабильности государственных финансов необходимо наряду с текущим осуществлять среднесрочное бюджетное планирование, которое является инструментом, позволяющим снизить влияние конъюнктурных факторов при реализации стратегических направлений бюджетной политики.

Фундаментальной проблемой современной бюджетной политики России является создание условий для формирования и развития национальной инновационной системы, ориентированной на интеграцию науки, образования и производственной сферы для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Стратегическими приоритетами государства при поддержке развития инновационной системы являются привлечение частных инвестиций в инновационную сферу, многоканальное финансирование инновационной деятельности с использованием собственных средств российских компаний, бюджетных средств, средств кредитных организаций, а также венчурных инновационных фондов.

Ключевую роль в финансировании российского образования должно играть государство, создающее благоприятные финансовые условия для повышения качества образовательных услуг, внедрения инноваций и информатизации образования в соответствии с требованиями модернизации российской экономики.

Значительный объем накопленного государственного долга является серьезной проблемой для современной бюджетной политики России. Цивилизованный подход к ее решению предполагает концентрацию усилий Правительства на обеспечении своевременных и полных платежей по долговым обязательствам и предусматривает постоянную работу по эффективному управлению государственным долгом, способствующему минимизации стоимости обслуживания государственных заимствований и недопущению опережения темпов роста государственного долга над темпами роста ВВП.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Международные аспекты бюджетной политики
Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики федеративного государства
Вернуться к списку публикаций