2009-07-07 21:49:56
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России



Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России


Эффективная система государственного финансового регулирования рыночной экономики является важнейшим условием экономического развития и поддержания политической стабильности страны. В современной рыночной экономике базовые функции государства состоят главным образом в управлении экономическими процессами с целью корректировки «недостатков рынка». К числу таких базовых функций относятся: производство общественных благ; государственное регулирование естественных монополий; регулирование «внешних эффектов» (экстерналии); обеспечение равного доступа экономических субъектов к достоверной информации. Поэтому результат функционирования системы государственных финансов воплощается прежде всего в том, насколько государство эффективно исправляет «недостатки» рынка.

Изменения функций государства и способов финансового регулирования экономики происходят под воздействием многих факторов, среди которых важное место занимают финансовая глобализация, особенности НТП на современном этапе, социально-политические процессы. Поэтому возникает проблема определения качества государства, или его способности эффективно выполнять свои функции в постоянно изменяющихся условиях. Поставленная самой хозяйственной практикой задача расширения временных горизонтов планирования компаниями своей деятельности, в свою очередь, выявила проблему выработки нового понимания роли государства в экономическом развитии страны. Таким образом, в настоящее время сам бизнес предъявляет спрос на услуги государства.

Бюджетная политика представляет собой воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

Современная мировая практика финансового регулирования социально-экономических процессов нацелена на полное и точное выявление общественных потребностей, аллокацию ресурсов в соответствии с данными потребностями и применение системы оценок социально-экономической результативности осуществляемых государством проектов.

Процесс реформирования государственных финансов в России должен быть направлен на достижение большей степени их соответствия по масштабам, структуре и эффективности потребностям постиндустриального общества.

Основным требованием к российской бюджетной политике выступает создание условий для экономического роста. Активизация инвестиционно-инновационной составляющей экономического роста при проведении бюджетной политики является одним из условий выхода российской экономики на траекторию устойчивого экономического развития.

В настоящее время не только для крупных корпораций, но и для государств повышение международной конкурентоспособности стало абсолютным приоритетом проводимой ими финансовой политики. Финансовая глобализация вызывает необходимость ориентации бюджетной политики прежде всего на максимизацию конкурентоспособности национальной экономики.

Активное включение России в процессы экономической глобализации служит потенциальным источником финансовых и технологических ресурсов, способных стать дополнительным фактором экономического роста. Бюджетная политика государства должна быть направлена на максимизацию положительных и нейтрализацию негативных последствий более тесной интеграцией России в мировое хозяйство, что требует разработки концепции международной конкурентоспособности России, обеспечивающей создание конкурентных преимуществ стратегического характера. В условиях обострения глобальной конкуренции особое значение имеет повышение эффективности бюджетных расходов, предполагающее определение долгосрочных приоритетов в расходовании государственных средств, создающих конкурентные преимущества национальной экономики.

К основным недостаткам системы государственных финансов в России относятся прежде всего чрезмерное бюджетно-налоговое бремя и слабое налоговое администрирование; низкая социально-экономическая результативность государственных расходов и управления государственной собственностью. Таким образом, к числу основных препятствий на пути экономического развития, относится не только высокое налоговое бремя, но и крайне низкое качество производимых государством благ, не соответствующее уровню расходов на них. Без комплексного реформирования системы государственных расходов снижение налогового бремени не приведет к стабилизации системы государственных финансов в долгосрочной перспективе.

Оптимизация бюджетных расходов предусматривает проведение ряда крупномасштабных реформ, среди которых: проведение комплексной реформы ЖКХ, повышающей его эффективность и ведущей к постепенному сокращению дотаций из бюджета; выработка стратегии управления государственным долгом, снижающей долговое бремя страны; сокращение бюджетных расходов на поддержку отраслей материального производства, эффективность которых является крайне низкой; финансовая поддержка судебной реформы, направленная, в частности, на укрепление механизма защиты прав собственности и улучшение экономического климата в стране.

Бюджетные средства должны обеспечивать производство общественных благ, создающих долгосрочные предпосылки для устойчивого экономического роста и укрепления конкурентных позиций России в глобальной экономике. Приоритетными для государственного финансирования должны стать инвестиции в «человеческий капитал», связанные созданием и развитием инновационного сектора экономики, с повышением эффективности научно-образовательной сферы, формированием инфраструктуры, закладывающей долгосрочный фундамент экономического роста.

Повышение эффективности государственных расходов предусматривает внедрение программно-целевых методов бюджетного финансирования, основанных на строгой увязке величины государственных расходов с результатами с их осуществления.

В целях обеспечения бесперебойного финансирования институциональных реформ и поддержания общей стабильности государственных финансов необходимо наряду с текущим осуществлять среднесрочное бюджетное планирование, которое является инструментом, позволяющим снизить влияние конъюнктурных факторов при реализации стратегических направлений бюджетной политики.

Фундаментальной проблемой современной бюджетной политики России является создание условий для формирования и развития национальной инновационной системы, ориентированной на интеграцию науки, образования и производственной сферы для создания конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Стратегическими приоритетами государства при поддержке развития инновационной системы являются привлечение частных инвестиций в инновационную сферу, многоканальное финансирование инновационной деятельности с использованием собственных средств российских компаний, бюджетных средств, средств кредитных организаций, а также венчурных инновационных фондов.

Ключевую роль в финансировании российского образования должно играть государство, создающее благоприятные финансовые условия для повышения качества образовательных услуг, внедрения инноваций и информатизации образования в соответствии с требованиями модернизации российской экономики.

Значительный объем накопленного государственного долга является серьезной проблемой для современной бюджетной политики России. Цивилизованный подход к ее решению предполагает концентрацию усилий Правительства на обеспечении своевременных и полных платежей по долговым обязательствам и предусматривает постоянную работу по эффективному управлению государственным долгом, способствующему минимизации стоимости обслуживания государственных заимствований и недопущению опережения темпов роста государственного долга над темпами роста ВВП.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
Взгляд на введение обязательного медицинского страхования
Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики федеративного государства
Модели и индикаторы экономической безопасности отраслей национальной экономики
Вернуться к списку публикаций