2009-07-07 21:49:46
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России



Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России


Основным элементом механизма управления акционерными обществами с государственным участием является институт государственных представителей. Отсутствие конкретных целей и задач, стоящих перед компаниями с государственным участием, а также недостаточный контроль приводят к непоследовательности в деятельности представителей государства, прямому игнорированию государственных интересов при принятии управленческих решений.

В целом управление пакетами акций, принадлежащими государству, является недостаточно эффективным. Такая ситуация вызвана прежде всего отсутствием должной системы контроля за развитием государственных компаний в соответствии с приоритетами финансовой политики государства, пассивностью представителей государства в компаниях, «непрозрачностью» компании для государства и других акционеров. Кроме того, во многих случаях имеет место перекачивание активов из самого акционерного общества в дочерние фирмы, контролируемые менеджерами или связанными с ними структурами.

Получение дивидендов не может считаться главной целью управления государственными пакетами акций, тем не менее величина неналоговых доходов бюджета, связанных с деятельностью акционерных обществ, является одним из показателей эффективности системы управления государственными активами. Реально полученные бюджетом дивиденды по акциям в течение 1999-2002 г. составляли незначительную величину, если учесть масштабы государственной собственности в акционерных обществах. Несмотря на наметившуюся тенденцию, связанную с расширением базы дивидендных поступлений, доходы от принадлежащих государству пакетов акций остаются незначительными, что также свидетельствует о необходимости выработки стратегии государственного участия в капиталах акционерных обществ.

Решение задачи повышения эффективности управления пакетами акций, находящимися в собственности государства, осложняется противоречием между необходимостью максимизации бюджетных доходов и объективными трудностями, связанными с управлением низколиквидными пакетами (например, миноритарными долями или акциями убыточных предприятий).

Низколиквидные пакеты акций трудно реализовать в связи с отсутствием платежеспособного спроса. В ситуации, когда государство выставляет на продажу незначительный пакет, а другой собственник уже располагает контрольным пакетом, найти покупателей достаточно сложно. В 1999-2002 гг. значительное число пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, безуспешно выставлялись на торги по несколько раз. Так, по итогам 2001 г. 15 пакетов акций остались нереализованными из-за отсутствия спроса, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью ряда акционерных обществ и отсутствием эффективных механизмов приватизации данных объектов. Это обстоятельство подтверждает необходимость внедрения новых механизмов приватизации, содержащихся в новом федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившем в действие в апреле 2002 г. Закон устанавливает более гибкие способы приватизации имущества, обеспечивает большую эффективность его продажи, а также более четко определяет интересы государства как собственника имущества.

В новом законе как и в утратившем силу федеральном законе от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» зафиксированы такие способы приватизации государственной собственности, как аукцион, специализированный аукцион, конкурс, внесение государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, а также преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

К числу новых механизмов приватизации государственной собственности относятся продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены и продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Основными инструментами приватизации являются аукцион и спецаукцион, о чем свидетельствуют данные приведенные в таблице 2. Через конкурсы реализуются контрольные пакеты акций в тех случаях, когда государство хочет возложить на инвестора дополнительные обязанности, например, по поддержанию определенного числа рабочих мест или финансированию социальной инфраструктуры.

Использование таких инструментов приватизации, как «публичное предложение» и «продажа без объявления цены», позволит более активно привлечь не только крупный, но и средний бизнес к процессу приватизации. «Публичное предложение» используется для продажи активов, не проданных на аукционе из-за отсутствия спроса. Цена в этом случае постепенно снижается, пока не находится покупатель. Если покупателей все же нет, активы выставляются на «продажу без объявления цены», при этом потенциальным покупателям предлагается самим назвать цену и побеждает тот, кто предложит наибольшую цену. Применение таких механизмов не только поможет избавить государство от бремени ничего не значащих в смысле управления пакетов акций, но и позволит сосредоточить государственные активы в приоритетных для государства секторах экономики.

Таблица 2

Приватизация федеральных пакетов акций, 2001 г.

Показатели Количество % от реализованных
Пакеты акций, реализованных в 2001 году 125 100
в том числе:
на аукционе 107 85,6%
на специализированном аукционе 12 9,6%
на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями 6 4,8%
Количество нереализованных пакетов акций 15 -

Большинство предприятий, привлекательных для малого и среднего бизнеса, нуждаются в модернизации. В настоящее время экономические субъекты не имеют возможности привлекать значительные кредитные ресурсы в силу их дороговизны и, кроме того, бюрократическое давление на бизнес по-прежнему остается высоким. Поэтому реализация данных мероприятий не принесет желаемых результатов, если не будет дополнена мерами по снижению налогового бремени, дебюрократизации экономики и снижению стоимости кредитных ресурсов.

Совершенствование управления находящимися в государственной собственности активами не должно сводиться к продаже крупных объектов в целях пополнения бюджета. В этом случае проблемы, связанные с необходимостью повышения эффективности государственного сектора, отходят на второй план. Приоритетными для государства являются задачи реструктуризации экономики, улучшения качества корпоративного управления во всех секторах экономики, в том числе и государственном, а также укрепления рыночной инфраструктуры.

Пакеты акций, необходимые для осуществления государством своих функций должны, консолидироваться в вертикально интегрированные структуры, что также позволит упорядочить структуру государственных активов и сориентировать их на решение задач стимулирования экономического роста и поддержки институциональных реформ. В дальнейшем по мере укрепления рыночных институтов они могут быть приватизированы.

Применительно к каждому случаю участия государства в капитале акционерных обществ должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, непосредственно связанная с необходимостью выполнения государством возложенных на него функций.

Недостатки в системе управления государственными пакетами акций вызывают необходимость совершенствования методов управления ими. Альтернативой институту государственных представителей в настоящее время могут стать представление интересов государства в АО на договорной основе (для физических лиц - институт поверенных в делах государства) и передача пакетов акций в доверительное управление. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Взгляд на введение обязательного медицинского страхования
Концептуальные основы управления государственной собственностью
Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
Взаимоотношения России с Китаем - тенденции, динамика, перспективы
Вернуться к списку публикаций