2009-07-07 21:49:46
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России



Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России


Органы исполнительной власти наделены правом создания бюджетных учреждений. Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета. Законодательная база, регулирующая финансовые аспекты деятельности государственных учреждений, носит противоречивый характер. Эффективная система финансового контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом. Значительная часть государственного имущества, переданного учреждениям, используется в коммерческих целях и не по назначению. При этом доходы от использования федерального имущества не учитываются и не перечисляются в бюджет.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ, учреждения имеют право осуществлять приносящую доходы деятельность. Доходы от оказания платных услуг и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 120 ГК РФ, государство в лице соответствующего министерства или ведомства несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений.

Фактически учреждения имеют возможность привлекать внешние источники финансирования под свою коммерческую деятельность и перекладывать ответственность по ним на учредившие их органы исполнительной власти, что приводит к нанесению прямого ущерба государству. Только за 2001 г. в рамках субсидиарной ответственности по обязательствам учреждений государство погасило 15 258 исков на общую сумму 44 млрд. руб.

Государственные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, слабо контролируют их деятельность. В конечном итоге бессистемное увеличение числа государственных учреждений и осуществляемых ими операций приводит не к усилению, а ослаблению регулирующего потенциала государственной финансовой политики, отвлечению бюджетных средств от решения приоритетных задач государственного строительства.

В сложившихся условиях стратегия управления государственными учреждениями должна быть направлена прежде всего на повышение эффективности использования закрепленного за ними имущества в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, сокращение количества учреждений, повышение транспарентности их работы. Для оптимизации количества государственных учреждений необходимо, чтобы они работали исключительно на реализацию таких целей, которые не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Если деятельность существующих учреждений непосредственно не связана с выполнением государством своих функций, то государством должны приниматься решения об изменении их организационно-правового статуса через ликвидацию, реструктуризацию, акционирование или полную приватизацию. В случае акционирования или приватизации они столкнутся с необходимостью самостоятельно искать источники доходов, в том числе и участвуя в конкурсах по размещению госзаказов.

Утверждение государством цели деятельности учреждения, программы его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, является неотъемлемой частью эффективной системы управления государственным сектором. В зависимости от конкретной ситуации невыполнение таких программ может служить основанием для ликвидации учреждения, его реструктуризации или отстранения от должности руководителя.

Повышение транспарентности и эффективности работы бюджетных учреждений предполагает прежде всего преодоление их двойственного статуса, имеющего как признаки некоммерческой организации, так и органа государственной власти. Необходимо принятие соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы, ограничивающих правоспособность государственного учреждения, в частности свободу заключения договоров, открытия счетов в кредитных организациях, а также распоряжения закрепленным за ними имуществом и право заниматься коммерческой деятельностью.

Все финансовые операции государственных учреждений должны проходить исключительно через органы Федерального казначейства, а в отношении договоров, заключаемых государственными учреждениями с экономическими субъектами и порождающих определенные обязательства со стороны государства, - действовать разрешительный порядок.

Эти меры позволят сформировать исчерпывающий перечень бюджетополучателей в соответствии с правами собственности, вести мониторинг финансовых обязательств, приходящихся на различные уровни бюджетной системы, повысить эффективность бюджетных расходов в целом.

Реформирование государственных финансов, наряду с улучшением управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями, диктует необходимость совершенствования методов управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Таблица 1 дает определенное представление о значении для российской экономики акционерных обществ с государственным участием.

Таблица 1

Участие государства в капитале акционерных обществ по состоянию на 01.01.2002 г.

размер пакета акций, находящийся в федеральной собственности количество акционерных обществ % от общего количества
ВСЕГО 4407 100
100 % уставного капитала 90 2,04
более 50 процентов уставного капитала 646 14,66
от 25 процентов до 50 процентов уставного капитала 1401 31,79
менее 25 процентов уставного капитала 2270 51,51

Кроме того, в реестр 750 акционерных обществ внесена запись, о том что в федеральной собственности находится «золотая акция». Государство как держатель «золотой акции» имеет право вето при принятии собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества, его реорганизации или ликвидации. Однако практика показала, что государство посредством «золотой акции» не может реально влиять на движение финансовых потоков компании.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о наличии значительных резервов улучшения управлением пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, что определяется преобладанием миноритарных долей в структуре пакетов акций.

Обеспечение устойчивых предпосылок для экономического роста и необходимость пополнения доходной базы бюджета требует оптимизации участия государства в капиталах акционерных обществ как путем сокращения количества объектов, находящихся под контролем государства, так и посредством их реструктуризации.

Цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны, особенно если речь идет о миноритарных долях, не дающих право реально влиять на работу компании. Участие государства в подобных акционерных обществах не приносит ощутимого дохода в бюджет. При этом само управление требует от государства значительных затрат по обеспечению участия представителей государства в органах управления акционерного общества. Количество пакетов акций, находящихся в собственности государства, представляется чрезмерным, что само по себе затрудняет управление ими.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Военные угрозы безопасности в складывающейся системе международных отношений 21 века
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
Общая характеристика бюджетной политики
Государственная служба Пакистана
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Вернуться к списку публикаций