2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Концептуальные основы управления государственной собственностью



Концептуальные основы управления государственной собственностью


Государственные корпорации создаются на основе специальных парламентских актов для выполнения определенных целей и представляют собой юридически самостоятельные компании с особым статусом. При этом государство имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие, в частности, назначать своих представителей в управляющие органы корпорации и в некоторых случаях напрямую вмешиваться в ее деятельность.

Казенные предприятия и публичные корпорации имеют единственного собственника в лице государства, от имени которого могут выступать различные министерства, специально созданное ведомство или уполномоченная государством управляющая компания.

Наряду с бюджетными предприятиями и публичными корпорациями в странах с развитой рыночной экономикой государство совместно с частными акционерами является собственником ряда крупных компаний. Даже в том случае, если государство является собственником контрольного пакета акций, деятельность таких компаний регулируется нормами частного права.

В Великобритании распространены преимущественно публичные корпорации, а также широко используется система контрактов частных компаний на управление государственной собственностью. В Германии преобладают смешанные акционерные общества, а также холдинги со смешанным участием частного капитала и государства. Во Франции используются как форма публичных корпораций, так и смешанные акционерные общества, кроме того широко распространена форма холдингов со смешанным участием частного капитала и государства. В экономике Франции крупные государственные компании традиционно играют значительную роль. Франция входит в число стран ЕС наряду с Италией, Португалией и Грецией, где удельный вес государственного сектора является наибольшим и его роль остается весьма существенной. Вместе с тем правительством Франции разработана программа реформирования государственного сектора, предусматривающая, в частности, широкомасштабную приватизацию государственных активов. Правительство ведет переговоры с частными инвесторами о полной или частичной приватизации 14 крупнейших компаний, среди которых Electricite de France, Gaz de France, Air France, France Telecom, Renault. По расчетам правительства Франции программа реформирования государственного сектора позволит государству не только пополнить бюджет доходами от приватизации и сократить субсидии, но и будет способствовать повышению качества корпоративного управления.

Результаты приватизации в западных странах послужили предметом многих научных исследований. По общему признанию процессы приватизации, наряду с другими мерами бюджетной политики, оказали позитивное воздействие на развитие государственных финансов: снизилась нагрузка на бюджет, сократились бюджетные дефициты, уменьшились размеры государственного долга.

По мере расширения масштабов экономической деятельности, ускорения технических изменений и возрастающего влияния внешних факторов эффективность государственной собственности как инструмента бюджетной политики снижается. Все большее значение отводится налоговому механизму и повышению эффективности государственных расходов, при этом государственные финансы концентрируются на производстве тех общественных благ, за предоставление которых ответственность изначально несет государство. Производство общественных благ не всегда полностью осуществляется организациями, принадлежащими государству. Во многих случаях бюджетные расходы направляются на конкурсной основе дляфинансирования необходимых государству видов продукции, работ и услуг, производимых частными компаниями.

Переход от государственной собственности к частной должен способствовать не только пополнению доходной части бюджета, но и повышению эффективности работы приватизированных объектов. Реальная задача приватизации, как отмечает К. Эрроу, состоит не в том, чтобы просто передать государственные активы в частную собственность, а скорее в том, чтобы с помощью частного сектора осуществить их модернизацию, стимулировать процесс внедрения новейших технологий. В конечном итоге приватизация как инструмент бюджетной политики должна способствовать обновлению производства, замене морально устаревших активов новыми.

Если исходить из взглядов К. Эрроу, то приходится констатировать, что широкомасштабная приватизация в том варианте, который был реализован в России, не всегда ведет к появлению эффективных частных собственников. Влияние приватизации на развитие государственных финансов также неоднозначно. Во многом это объясняется тем, что массовая приватизация не может быть успешной, если не уделяется должного внимания развитию институтов, адекватных рыночной экономике.

Применительно к каждому объекту, находящему в собственности государства, должна быть определена цель, которую оно преследует и достижению которой служит данный объект. Это необходимо, в частности, для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в собственности государства и одновременно передавать в частный сектор объекты, не связанные с выполнением государством своих функций. Необходимо поддерживать рациональное число объектов государственной собственности, постоянно совершенствуя финансовый механизм контроля и управления ими.

Построение эффективной системы управления государственной собственностью является одной основных задач бюджетной политики России.

В Бюджетном послании Президента на 2003 г. ставится задача наведения порядка в сфере управления государственной собственностью, предусматривающего жесткий контроль за использованием всех объектов, находящихся в собственности государства, и максимальное увеличение экономической отдачи от государственной собственности за счет более эффективного ее использования. Несмотря на некоторые положительные тенденции, текущее состояние государственного сектора является кризисным и свидетельствует об отсутствии какой-либо стратегии управления государственной собственностью.

В соответствии с Гражданским кодексом к государственной собственности относится собственность Российской Федерации (федеральная собственность) и собственность субъектов федерации. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. По своей экономической сущности муниципальная собственность также является государственной.

На Правительство РФ возложены обязанности по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития, в том числе и прогноза развития государственного сектора экономики. Вместе с тем в российском законодательстве рамки государственного сектора России четко не очерчены и государственный сектор как объект управления не выделен.

Основными документами в области управления государственной собственностью является Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ 9 сентября 1999 г., а также федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 21 декабря 2001 года. К государственному сектору российской экономики данная Концепция относит государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, государственные учреждения и имущественные права, связанные с государственным участием в уставных капиталах хозяйственных обществ.

Отсутствие эффективной системы управления государственной собственностью не только ведет к нарастанию кризисных явлений в самом госсекторе, но и к потерям для бюджета, является одной из преград на пути структурной перестройки экономики, препятствуя развитию корпоративного сектора. Рационализация деятельности государственных организаций диктуется необходимостью повышения эффективности использования ресурсов в системе государственных финансов, обеспечивая их концентрацию на решении важнейших задач социально-экономического развития.

К причинам кризисного состояния системы управления государственной собственностью относится недостаточное развитие рыночных институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, конкурентную среду и соблюдение контрактных обязательств. В условиях недостаточной конкуренции и отсутствия необходимых механизмов защиты прав собственности менеджеры как государственных, так и частных предприятий стремятся к принятию решений, выгодных в первую очередь им, даже если такие решения оказываются экономически неэффективными.

В долгосрочной перспективе влияние конкуренции, эффективных мер защиты прав собственности, а также санкций за неисполнение обязательств способствует повышению эффективности управления бизнесом. Напротив, в ситуации, когда влияние конкурентных факторов недостаточно и государство утратило инструменты контроля за принадлежащей ему собственностью, происходит нарастание таких негативных явлений, как задержки заработной платы, неплатежи поставщикам, уклонение от уплаты налогов, не влекущих за собой санкции в отношении менеджеров, управляющих государственными активами.

Ограниченность реальных прав государства как собственника и отсутствие эффективного механизма финансового контроля ведет к «растаскиванию» активов, перетоку финансовых ресурсов в «теневую экономику». Владение акциями, долями и другими активами не обеспечивает участия государства в реальном управлении и принятии решений, что делает практически невозможным увеличение доходов федерального бюджета и использование государственных активов как инструмента бюджетной политики в интересах обеспечения экономического роста и стимулирования инвестиционной активности.

С 1992 г. по 2002 г. доля государственной собственности в российской экономике значительно уменьшилась. Тем не менее государство по-прежнему является крупнейшим собственником, что определяет необходимость построения системы управления государственной собственностью в контексте социально-экономических преобразований в стране.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Взгляд на введение обязательного медицинского страхования
Некоторые особенности влияния на инвестиционный процесс амортизационной, фискальной и финансово-кредитной политики государства
Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции
О государственном воздействии на развитие сельскохозяйственного производства
Вернуться к списку публикаций