2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Концептуальные основы управления государственной собственностью



Концептуальные основы управления государственной собственностью


Собственность является основой любой экономической системы. Управление государственной собственностью представляет собой одно из важных направлений бюджетной политики. Особенность государственной собственности как инструмента бюджетной политики заключается в том, что она представляет собой совокупность отношений, возникающих между экономическими субъектами в целях реализации интересов всего общества.

Государственная собственность является материальной основой для обеспечения прямого вмешательства в экономику. В зависимости от обстоятельств задачи государства в экономике являются различными, и соответственно, государственная собственность может служить решению разнообразных задач, но к важнейшей из них относится производство общественных благ. Таким образом, государственная собственность выступает в первую очередь как основа для ее решения. В современных условиях государственная собственность как инструмент бюджетной политики может служить решению следующих задач:

- производство общественных благ, обладающих положительными внешними эффектами;

- воздействие на объем выпускаемой продукции и инвестиции, а также регулирование цен производимой продукции крупнейших компаний, оказывая таким образом воздействие на основные показатели, характеризующие состояние национальной экономики;

- финансовая поддержка убыточных и малорентабельных объектов, в частности музеев, театров, библиотек, необходимых для производства благ, обладающих особыми достоинствами посредством установления низких цен в целях обеспечения высокого спроса на такие блага.

- получение дохода от использования объектов, находящихся в собственности государства.

Государства с развитой рыночной экономикой на правах собственника владеют значительными активами, в том числе специальными государственными учреждениями, различными объектами недвижимости, а также компаниями в отраслях, имеющих общенациональное значение и прямо влияющих на условия хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов. В первую очередь речь идет о топливно-энергетическом комплексе, транспорте, услугах связи.

Несмотря на то, что государственная собственность призвана служить интересам всего общества и создает финансовую основу для реализации социально-политических приоритетов государства, она не изменяет основ рыночной экономики. В постиндустриальной экономике государство как собственник действует в рамках товарно-денежных отношений, и блага, производимые государством, имеют рыночную природу.

Эффективное управление государственной собственностью оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, способствует качественному выполнению государством своих функций. Существуют сферы деятельности, в которых объективно необходимо наличие государственной собственности как инструмента бюджетного регулирования. Классическими примерами этого является государственную собственность в сфере науки, образования и медицины. Отказ государства от собственности в данной сфере снижает потенциал экономического роста в стране. В то же время неэффективно используемая государственная собственность разрушает финансовый потенциал государства, способствует развитию коррупции, снижает доверие экономических субъектов к финансовой политике государства.

Выработка эффективной стратегии управления государственной собственностью в рамках бюджетной политики невозможна без определения ее основных особенностей. Главной особенностью государственной собственности является то, что ее фактическими совладельцами являются все граждане, так как она призвана служить прежде всего удовлетворению их потребности в коллективных благах. Через государственную собственность реализуются интересы всего общества, однако их не всегда можно точно определить и измерить. Поэтому интересы граждан относительно объемов и структуры государственной собственности характеризуются высокой степенью рассогласованности. Более того, интересы чиновников, уполномоченных от имени государства управлять собственностью, часто не совпадают с потребностями общества.

Вследствие недостаточно эффективного контроля за деятельностью управляющих у них появляются большие возможности злоупотреблять своим положением в личных интересах, нанося прямой ущерб собственнику в лице государства, кредиторам и наемным работникам. Таким образом объекты, формально находящиеся в государственной собственности, фактически могут превращаться в частную собственность тех, кто ими управляет, в результате происходит ее «приватизация». В этом случае выгоды от использования государственной собственности достаются чиновникам, тогда как экономические потери из-за неэффективного управления государственной собственностью несут все экономические субъекты.

Выбор между государственным и частным способами производства коллективных благ должен определяться объективными причинами, среди которых минимизация издержек и максимизация качества производимых благ, необходимость поддержания конкурентной среды, обеспечение равного доступа к информации. В рыночной экономике не существует абсолютных преимуществ частной собственности над государственной и наоборот. Как государственная, так и частная собственность могут быть эффективными в определенной отрасли в зависимости от сложившейся ситуации. Вместе с тем, их соотношение постоянно меняется в зависимости от характера экономического и социального развития. Каждая форма собственности имеет свои преимущества и недостатки, которые при определенных условиях может превращать ее в наиболее эффективную с точки зрения перспектив экономического роста.

Оптимизация состава и структуры государственной собственности является одной из важнейших задач государственной бюджетной политики. К основным инструментам, позволяющим их регулировать, относятся акционирование, приватизация, национализация. Кроме того, можно выделить такие способы управления государственной собственностью, как ликвидация, слияние и поглощение.

В 90-х гг. масштабы государственного предпринимательства в развитых странах существенно сократились вследствие приватизации и развития партнерских отношений между государством и бизнесом при производстве общественных благ. В частный сектор были переданы многие предприятия и отрасли, ранее находившиеся в собственности государства. О масштабах приватизационных процессов свидетельствуют следующие данные: за 90-е гг. совокупные доходы от приватизации в Великобритании составили более 60 млрд. долл., во Франции - 32 млрд. долл., Италии - 28 млрд. долл.

Политика в отношении организаций, остающихся в собственности государства, строится на том, что они действуют «на расстоянии вытянутой руки от государства» и предусматривает наличие четко поставленных целей, которым подчинена их деятельность, мониторинг их текущей деятельности, а также ответственность руководителей за достигнутые результаты. При всем разнообразии методов государственного участия в деятельности предприятий в государствах с развитой рыночной экономикой выделяются три основные формы организации государственных предприятий:

1. бюджетные (казенные) предприятия;

2. государственные (публичные) корпорации;

3. смешанные государственно-частные акционерные общества.

Казенные предприятия управляются напрямую органами исполнительной власти и обладают весьма незначительной финансовой самостоятельностью. В частности, все доходы данных предприятий зачисляются в бюджет, а расходы, связанные с их развитием, предусматриваются отдельными статьями в бюджете.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Взгляд на введение обязательного медицинского страхования
Международные аспекты бюджетной политики
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Вернуться к списку публикаций