2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Финансовые аспекты реформы ЖКХ



Финансовые аспекты реформы ЖКХ


Сложность ситуации заключается в том, что каждая из перечисленных проблем не может быть решена по отдельности. Преобразования в жилищном секторе предполагают комплексность проведения и являются составной частью реформирования бюджетной системы.

Значительная доля средств, поступающих в ЖКХ, в том числе и из бюджета, расходуется неэффективно и не по назначению. Таким образом, первый этап реформы ЖКХ должен заключаться в комплексной аудиторской проверке всей отрасли с целью выявления масштабов и направлений движения финансовых потоков, полной инвентаризации объектов, получении достоверных сведений о себестоимости жилищно-коммунальных услуг, оценке качества менеджмента и пресечения практики нецелевого использования бюджетных средств. Для недопущения расхищения финансовых ресурсов необходима активизация работы контрольных органов по проверке деятельности предприятий отрасли. Без проведения данных мероприятий любые дотации, кредиты или переход на систему полной оплаты жилищно-коммунальных услуг не будут способствовать оздоровлению отрасли, так как полученные средства будут расходоваться нецелевым образом.

Следующим этапом реформы должно стать внедрение конкурентных отношений в отрасли, предусматривающее привлечение частных компаний к управлению жилым фондом на конкурсной основе и оказанию услуг конечным потребителям. Монополизм в сфере ЖКХ не дает гражданам возможности выбирать на рынке необходимый набор жилищно-коммунальных услуг.

Проведение государством политики демонополизации в ЖКХ может способствовать повышению эффективности использования финансовых ресурсов и внедрению современных технологий. Вместе с тем специфика отрасли заключается в том, что ограниченность конкурентных отношений связана с объективными причинами. Мировая практика подтверждает, что реальные возможности создания конкурентной среды в сфере газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения существенно ограничены.

Отсутствие эффективной системы антимонопольного регулирования отрасли ведет к дальнейшему ее развалу и нарушению прав потребителей, которые не смогут реально отстаивать свои интересы перед монополистами, влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг. Реформирование ЖКХ предполагает комплексное применение финансовых инструментов в целях реструктуризации отрасли, направленной на ее разделение на потенциально конкурентные сегменты, в которых конкуренция искусственно сдерживается, и монопольные, в отношении которых необходимо применение комплексного государственного регулирования. Таким образом, главной задачей государства является демонополизация отрасли и выработка эффективных механизмов регулирования деятельности монополий в рамках бюджетной политики.

Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства может осуществляться по двум основным направлениям: развитие конкурентных отношений в сфере управления жилым фондом, а также конкуренция между подрядными организациями за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. Предпосылками для развития конкуренции в этих направлениях является эффективное государственное регулирование и строительство нового жилья частными застройщиками.

Внедрение конкурентных отношений и государственное регулирование монополий в сфере ЖКХ заставит организации различных форм собственности искать пути снижения затрат и будет способствовать уходу с рынка наименее эффективно работающих организаций.

Акционирование предприятий ЖКХ также позволит создать предпосылки для обеспечения реального контроля за их деятельностью, перевода финансовых отношений в отрасли на рыночную основу и привлечения в нее частного капитала.

Бюджетное регулирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства предусматривает внедрение программно-целевых методов, основанных на определении целей деятельности этих предприятий, утверждении инвестиционных программ исходя из обозначенных приоритетов, соблюдении принципов прозрачности и предсказуемости при утверждении тарифов в рамках бюджетного процесса, а также проведении постоянного мониторинга деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Процесс формирования тарифов на услуги ЖКХ должен быть увязан с основными целями бюджетного регулирования и платежеспособным спросом со стороны потребителей. Переход к системе стопроцентной оплаты услуг ЖКХ конечными потребителями необходим, однако такая мера может быть эффективной только при условии формирования в отрасли финансовых отношений, адекватных рыночной экономике. Пересмотр тарифов в сторону их увеличения возможен только том в случае, если другие методы оздоровления отрасли исчерпаны (внедрение современных технологий ресурсосбережения, улучшение качества менеджмента и т.д.).

Система финансовых отношений между государством и предприятиями ЖКХ должна строиться на неукоснительном соблюдении взаимных обязательств, что в свою очередь будет способствовать сокращению просроченной задолженности в целом по российской экономике. В случае неоплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг государственными предприятиями и бюджетными организациями соответствующая задолженность должна признаваться в качестве кредиторской задолженности бюджета соответствующего уровня и погашаться в законодательно установленном порядке.

Наряду с обеспечением высоких стандартов качества услуг ЖКХ, государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства предполагает обеспечение доступности жилья для граждан. Решение данной задачи предусматривает формирование финансовых механизмов, облегчающих приобретение и содержание жилья, важнейшим из которых является ипотечное кредитование. Низкие доходы населения, высокие процентные ставки на финансовых рынках и высокие цены на строительство затрудняют широкое внедрение ипотеки, тем не менее развитие системы ипотечного кредитования должно стать сферой приоритетного внимания и федерального Правительства и региональных властей.

Тезис о высокой роли частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор вызывает сомнения в связи невысокими показателями инвестиционной активности в целом по экономике и отсутствием достаточных финансовых ресурсов у частного сектора. Это не означает, что субфедеральные бюджеты и частный капитал выключены из процесса реформ, напротив, это предусматривает консолидацию усилий всех заинтересованных сторон, выработку общей стратегии и единых «правил игры» при проведении реформ.

Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу предполагает концентрацию бюджетных ресурсов для обеспечения надежной работы ЖКХ. При этом текущее финансирование отрасли должно осуществляться преимущественно за счет субфедеральных бюджетов, а федеральные средства расходоваться на решение стратегических задач модернизации и внедрения современных ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.

Важным инструментом привлечения финансовых ресурсов в сферу ЖКХ является кредитование отрасли через принадлежащие государству активы. Мировая практика доказывает, что даже в развитых странах, где частный сектор обладает значительными инвестиционными ресурсами, государство принимает активное финансовое участие в инфраструктурных проектах, реализация которых связана с положительными внешними эффектами. Безусловно это потребует реформирования самой системы управления государственными активами в финансовом секторе. Инвестиционная поддержка реформирования ЖКХ со стороны государства позволит компенсировать отсутствие финансовых ресурсов у частного сектора.

Государственное кредитование отрасли должно строиться на рыночной основе, включая анализ деятельности заемщика, контроль за целевым характером использования кредитов и степень достижения поставленных целей, а также соблюдение принципов срочности, возвратности и платности при предоставлении средств. Вместе с тем с учетом социальной составляющей реформы ЖКХ задача получения прибыли при осуществлении инвестиционных проектов в некоторых ситуациях может отходить на второй план. В данном случае процентные ставки по предоставленным кредитам могут дотироваться из бюджета.

Стратегической задачей реформы ЖКХ является создание реальных предпосылок для прихода частных инвесторов в отрасль, следовательно, стратегия государственных инвестиций в отрасль должна быть ориентирована на стимулирование частных инвесторов. Необходимо создавать благоприятные институциональные условия для совместного участия государственных и частных организаций в финансировании инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Мировой опыт свидетельствует, что государственные инвестиции стимулируют приток частных инвесторов в инфраструктурные проекты. Совместное кредитование инвестиционных проектов в сфере ЖКХ позволит снизить кредитные риски, будет способствовать приходу квалифицированных менеджеров в отрасль и появлению новых конкурентоспособных компаний, продвижению институциональных реформ.

Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс как частных, так государственных инвесторов определяется не только перспективами перехода к системе стопроцентной оплаты предоставленных услуг, но и значительным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает ЖКХ. Экономическая привлекательность проектов модернизации ЖКХ состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате снижения себестоимости оказанных услуг и внедрения ресурсосберегающих технологий.

Стимулирование притока инвестиций в коммунальный сектор предусматривает прежде всего пересмотр сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль государственных и частных средств, усиление финансового контроля, а также поддержку конкуренции в отрасли.

Для интенсификации процессов реформирования отрасли необходимо создавать условия, обеспечивающие компромисс финансовых интересов населения, органов государственной власти и предприятий в сфере ЖКХ, что, в частности, предполагает создание благоприятных условий для реального включение жильцов в процесс управления жилым фондов посредством их объединения в товарищества собственников жилья, для развития профессионального рынка услуг управляющих компаний и договорных отношений в отрасли, а также внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Реализация указанных мер позволит нормализовать финансовое положение этой социально-значимой сферы, улучшить ее работу по обслуживанию населения и других потребителей, сократить бюджетные расходы, что будет способствовать оздоровлению всей системы государственных финансов, позволит направить сэкономленные средства на образование, здравоохранение и другие приоритетные направления. Последовательное и поэтапное реформирование ЖКХ является важнейшей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития страны.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Модели и индикаторы экономической безопасности отраслей национальной экономики
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Опыт использования форм федерального вмешательства как инструмента региональной политики современной России с 1991 по 2004 года
Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Вернуться к списку публикаций