2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Финансовые аспекты реформы ЖКХ



Финансовые аспекты реформы ЖКХ


Результаты, на достижение которых ориентирована Программа, не сформулированы в виде количественно измеряемых показателей. Кроме того, практически во всех развитых странах обеспечение граждан жильем по минимальным современным стандартам формулируется как одна из главных целей государственной политики, при этом законодательно закреплены количественные параметры, обеспечивающие доступность жилья для широких слоев населения. В России, напротив, вопросы реформирования ЖКХ в таком контексте практически не рассматриваются.

Таким образом, возможность реальной проверки степени достижения заявленных целей представляется проблематичной. Выработка количественных критериев при разработке политики государственных расходов является необходимым условием повышения эффективности бюджетной политики. Использование не только качественных, но и количественных индикаторов при осуществлении бюджетного финансирования ЖКХ позволит более эффективно оценить не только экономическую эффективность таких расходов, но и их ориентированность на обеспечение социальных приоритетов.

В рыночной экономике особое значение имеет качество ее институтов, ориентированных, в частности, на защиту прав потребителей. Особенно это важно в сфере жилищно-коммунальных услуг, которая связана с обеспечением нормальных условий жизнедеятельности человека. Издержки, связанные с неэффективным и нецелевым расходованием средств в рамках ЖКХ, не должны, как это сейчас происходит, автоматически перекладываться на конечных потребителей.

Темпы роста тарифов значительно опережают среднегодовые темпы роста доходов населения. Опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ неизбежно приведет к уменьшению текущих расходов (в частности на питание), что в свою очередь потребует увеличения бюджетных расходов на здравоохранение. Если темпы роста тарифов и в дальнейшем будут столь интенсивными, то это приведет в значительному увеличению доли расходов на услуги ЖКХ в ущерб текущему потреблению и сбережениям.

Простое увеличение тарифов означает перераспределение финансовых ресурсов в пользу неэффективного госсектора. Инерционное развитие отрасли, основанное на дальнейшем увеличении тарифов и формальном подходе к реформированию отрасли, приведет не только к значительным потерям для бюджета ввиду низкой эффективности расходов на содержание объектов ЖКХ, но и к негативным социальным последствиям.

Только за девять месяцев 2002 г. жилищно-коммунальные услуги подорожали в среднем на 40,2% (за соответствующий период 2001 г. - на 46,8 %). В значительной степени рост инфляции вызван увеличением тарифов на услуги ЖКХ (за январь-сентябрь 2002 г. - не менее трех процентных пунктов). Для контроля над инфляционными процессами недостаточно инструментов денежно-кредитной политики. Без эффективного использования бюджетных механизмов, в частности без упорядочения процедуры установления тарифов на услуги монополий в сфере ЖКХ, невозможно решить проблему снижения инфляции и стабилизации государственных финансов.

Отсутствие эффективных механизмов антимонопольного регулирования поставщиков жилищно-коммунальных услуг со стороны государства только усугубляет кризисное состояние отрасли, загоняет вглубь существующие проблемы. Затратный метод формирования тарифов не создает для предприятий-монополистов стимулов к повышению эффективности деятельности, так как рост издержек автоматически компенсируется ростом тарифа. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в увеличении издержек, а не их снижении на основе внедрения ресурсосберегающих технологий. Инвестиционные проекты по отрасли в лучшем случае ориентированы на экстенсивное наращивание мощностей и практически не предполагают меры по минимизации издержек, что фактически способствует дальнейшему углублению кризиса.

Действующий механизм формирования тарифов приводит к тому что, утвержденные тарифы являются необоснованно высокими и не отвечает платежеспособности потребителей. Фактически конечные потребители и, соответственно бюджет, оплачивают коммунальные услуги не в соответствии с реальным потреблением, а исходя из нормативов, которые компенсируют потери при транспортировке (например воды или тепла), что существенно ущемляет их интересы и делает всю систему ценообразования непрозрачной и нерыночной. В конечном итоге предприятия и организации бюджетной сферы оказываются неспособными оплачивать коммунальные услуги, что в свою очередь требует дополнительных расходов и еще более усиливает нагрузку на бюджетную систему, увеличивает неплатежи. Более двух третей неплатежей по отрасли составляет задолженность бюджетов различных уровней.

Переход на систему расчетов за реально оказанные услуги и формирование прозрачного механизма учета издержек предприятий-монополистов будет способствовать снижению нагрузки на бюджет и оздоровлению отрасли, так как создаст реальные стимулы для сокращения издержек и внедрения современных технологий. Потери предприятий ЖКХ, связанные с неэффективным производством и транспортировкой, не должны автоматически компенсироваться за счет увеличения тарифов.

Кроме того, отсутствует единая методика исчисления тарифа. Например, в одних случаях можно наблюдать включение задолженности предыдущих периодов в тарифы, в других - исчисление происходит без учета накопленных долгов. Включение задолженности предыдущих периодов в действующий тариф неправильно, так как такая практика исчисления цен на услуги ЖКХ дает основания говорить о субсидировании плательщиками ЖКУ неплательщиков через механизм включения задолженности предыдущих периодов в действующий тариф. Калькуляция цен на жилищно-коммунальные услуги таким методом приводит к повышению нагрузки на добросовестных плательщиков.

Главным механизмом удовлетворения инвестиционных потребностей является включение последних в сумму тарифа на услуги ЖКХ. Однако его использование не приводит к преодолению кризисного состояния отрасли и увеличению инвестиций в необходимых объемах, так как способствует нерациональному использованию финансовых ресурсов и отличается нецелевым характером использования аккумулируемых средств. Более перспективными источниками финансирования капвложений можно считать долгосрочные инвестиции, привлекаемые с рынков капитала, что возможно за счет развития финансовой инфраструктуры, а также государственное кредитование отрасли.

В целом система формирования тарифов в ЖКХ отличается крайне низкой степенью прозрачности, из-за чего трудно оценить их экономическую обоснованность. Повышение ее транспарентности возможно через внедрение технического и финансового аудита, который поможет исключить необоснованные затраты, учитываемые при определении тарифов.

Таким образом, унификация методики исчисления тарифов и отказ от затратных методов их формирования является одной из важных задач, которые необходимо решать в рамках перестройки всей системы финансового регулирования ЖКХ.

По расчетам разработчиков Программы основная роль в финансовом обеспечении реформы отрасли отводится региональным и местным бюджетам, а также частным инвесторам. При этом реальные возможности регионов по финансированию реформ ограничены как в силу объективных, так и субъективных причин. Если ориентироваться на заложенную в Программе сумму в 510 млрд. руб., необходимую для модернизации отрасли, то расходы региональных и местных бюджетов на ЖКХ должны возрасти в этот период более чем на 25%, что составляет 3,0-3,2% ВВП.

Отмена оборотных налогов и с 01.01.2004 г. - налога с продаж является необходимой с точки зрения стимулирования экономического роста, в то же время это потребует поиска дополнительных источников пополнения субфедеральных бюджетов. Проблема несбалансированности расходных обязательств и возможностей их финансирования остается одним из препятствий, осложняющих реформирование не только ЖКХ, но и в целом государственных финансов. Заведомая невыполнимость возложенных на субфедеральные бюджеты обязательств по реформированию отрасли фактически позволяет им уходить от ответственности за ее состояние.

Кроме того, сами региональные и местные органы власти не в полной мере используют имеющиеся у них возможности по повышению эффективности своей деятельности в области проведения преобразований в ЖКХ. Во многом это объясняется наличием искаженных стимулов при проведении бюджетной политики на субфедеральном уровне и отсутствием эффективного механизма контроля за целевым использованием финансовых ресурсов. Таким образом, доходы субфедеральных бюджетов не могут служить финансовой базой модернизации отрасли.

Анализ современного состояния отрасли позволяет сделать следующие выводы относительно причин ее кризисного состояния:

- непрозрачность финансовых потоков в отрасли;

- чрезмерная монополизация отрасли;

- отсутствие эффективных механизмов государственного регулирования монополий в сфере ЖКХ, в том числе регулирования тарифов;

- непривлекательность отрасли для частных инвесторов и отсутствие эффективных механизмов государственного инвестирования;

- ограниченность платежеспособного спроса;

- незаинтересованность предприятий ЖКХ во внедрении ресурсосберегающих технологий.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Многообразие форм социальной защиты
Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
Опыт использования форм федерального вмешательства как инструмента региональной политики современной России с 1991 по 2004 года
Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки
Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Вернуться к списку публикаций