2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Финансовые аспекты реформы ЖКХ



Финансовые аспекты реформы ЖКХ


Жилищно-коммунальное хозяйство относится к одной из наиболее проблемных отраслей российской экономики. Кризисное состояние отрасли проявляется в целом ряде финансовых, социально-политических и технических аспектов, которые тесно связаны между собой. Положение дел в отрасли является крайне тяжелым и продолжает ухудшаться. Степень износа основных фондов предприятий и организаций ЖКХ превышает 55%, удельный вес убыточных предприятий в ЖКХ по состоянию на август 2002 г. составил 63,8%, что является самым высоким значением данного показателя среди всех отраслей российской экономики, показатель чистой просроченной кредиторской задолженности по отрасли в 2000-2002 г. имел тенденцию к увеличению. В сложившихся условиях высока опасность масштабного инфраструктурного кризиса, связанного с аварийным выходом из строя объектов ЖКХ.

Совокупные расходы на финансирование отрасли составляют более 7% расходов консолидированного бюджета, что превышает совокупные расходы по таким важным направлениям, как поддержка фундаментальных исследований, здравоохранение, дорожное строительство, проведение военной и судебной реформы. Показатели, отражающие объемы государственных расходов на финансирование отрасли, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Бюджетные расходы на поддержку ЖКХ по фактическому исполнению

млрд. руб. % ВВП % расходов расширенного правительства
1999 124,58 2,8 7,3
2000 198,93 2,9 8,2
2001 233,34 2,6 7,7
2002 262,81 2,3 7,7

На дотирование ЖКХ уходят значительные средства из федерального бюджета через Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонд компенсаций, более 20% средств бюджетов субъектов федерации, от 40 до 80% средств местных бюджетов. Система бюджетного дотирования составляет основу финансовых отношений в отрасли. Но даже столь значительные расходы не только не могут создать финансовую основу для модернизации отрасли, но и обеспечить ее текущую работу в нормальном режиме. Очевидно, что вся система функционирования ЖКХ требует кардинальных изменений.

Государственное регулирование жилищно-коммунальной сферы обеспечивает реализацию государственных приоритетов в развитии социальной сферы как одного из направлений бюджетной политики. Задачей бюджетной политики в сфере ЖКХ является обеспечение доступности коллективных благ путем эффективного сочетания методов прямого и косвенного финансового содействия созданию среды, благоприятной для удовлетворения потребностей в них.

Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства нашли свое отражение в «Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010 годы», принятой Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г (далее - Программа). Ее количественные характеристики представлены в таблице 14. В качестве главных целей программы обозначены: улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, а также адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Реформу отрасли планируется завершить к 2010 г. и осуществлять в три этапа. При этом основная философия реформы сводится к необходимости перехода на систему полной оплаты услуг отрасли, без чего, по мнению разработчиков Программы, невозможно привлечь в отрасль частные инвестиции и осуществить ее модернизацию и демонополизацию.

В качестве одного из важнейших направлений реформирования финансовых отношений в отрасли рассматривается окончательный переход к системе адресной помощи в форме субсидий. В соответствии с законом о «Об основах федеральной жилищной политики» граждане, оплачивающие услуги ЖКХ, имеют две степени социальной защиты: во-первых, расходы на такие услуги не должны превышать 22% доходов граждан, во-вторых, они не должны превышать 0,5 МРОТ, если доходы эти ниже прожиточного минимума. Разница между размером платежа за жилищно-коммунальные услуги и законодательно установленной максимальной долей расходов на их оплату покрывается за счет жилищной субсидии. Субсидии предоставляются в заявительном порядке на основании представленных справок.

Система адресной социальной помощи, основанная на предоставлении индивидуальных субсидий, может быть эффективной только при наличии хорошей информационной базы, содержащей сведения о реальных доходах граждан. В противном случае эффективность такой помощи заметно снижается, так как отличить действительно нуждающихся от лиц, предоставляющих ложные сведения, становится невозможным. Высокие издержки, связанные с необходимостью детальной проверки представленных сведений, могут снизить ожидаемый эффект от внедрения таких новшеств. Вместе с тем, в случае отсутствия эффективного механизма проверки правильности информации о доходах, бюджет неизбежно будет нести еще более существенные потери. В целях предотвращения неэффективного расходования бюджетных средств каждое заявление на получение субсидии необходимо рассматривать индивидуально с привлечением налоговых органов, которые должны осуществлять проверку достоверности указанных в заявлении сведений.

Кроме того, формирование системы адресного субсидирования ставит проблему своевременного выполнения бюджетами финансовых обязательств перед гражданами по предоставлению субсидий в разряд первоочередных. Неурегулированным остается вопрос об ответственности государства в случае задержек с выплатой субсидий, поэтому даже в этом случае потребители по-прежнему обязаны оплачивать услуги в полном объеме, что, в свою очередь, закрепляет принцип асимметричной ответственности государства как фактического собственника отрасли и населения.

В рамках сложившейся практики функционирования отрасли не сформирована система эффективного аудита, отсутствуют механизмы, позволяющие достоверно рассчитать реальную себестоимость потребляемых населением услуг. Фактически в сложившейся ситуации невозможно определить реальные потребности отрасли в бюджетном финансировании и экономически обоснованные тарифы. Необходимая для модернизации ЖКХ сумма в 510,47 млрд. руб., которая обозначена в Программе, также носит приблизительный характер. Более того, даже перечень коммунальных услуг, оказываемых населению, и их основные параметры официально не закреплены ни в одном нормативном документе.

Таблица 4

Структура расходов на реформу ЖКХ

источники финансирования объем средств, млн. руб. в том числе
1 этап (2002-2003) 2 этап (2004-2005) 3 этап (2006-2010)
объем финансовых ресурсов, всего 510470 108800 114260 287410
в том числе:
федеральный бюджет 4930 630 1160 3140
субфедеральные бюджеты и средства предприятий ЖКХ 500080 105640 110700 283740
средства международных финансовых организаций 5460 2530 2400 530

Программа в принципе предполагает проведение комплексной экспертизы издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий, обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, однако в ней не указан конкретный механизм достижения данных целей. На практике такой работе не уделяется достаточного внимания, что фактически способствует консервации сложившейся ситуации.

Первый этап реформы сводится к переходу на 100-процентную оплату нынешнего несовершенного и неэффективного жилищно-коммунального механизма с неоправданно высокими издержками и низким качеством предоставляемых услуг. При этом собственно само реформирование и модернизация отрасли, по замыслу разработчиков, начнется на последующих этапах, когда в отрасли появятся реальные деньги и будет отработан механизм субсидий гражданам со стороны государства.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Особенности федеративного устройства современной России
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Вернуться к списку публикаций