2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Место государственного долга в современной бюджетной политике



Место государственного долга в современной бюджетной политике


Снижение стоимости обслуживания государственного долга является важной задачей бюджетной политики России, успешное решение которой позволит направить сэкономленные средства на решение важнейших социально-экономических задач и снизит налоговую нагрузку на будущие поколения.

Проведение эффективной политики управления государственным долгом способно при определенных условиях оказать стимулирующее воздействие на развитие экономики России. Возможные плюсы и минусы от развития рынка государственного долга в России представлены в таблице 2. Государственный долг не является универсальным инструментом для решения всех экономических проблем или безусловно негативным фактором, тормозящим экономическое развитие.

Таблица 2

Аргументы за и против развития рынка внутренних заимствований

За Против
Экономике необходим ориентир – «безрисковые» процентные ставки Отток средств из реального сектора экономики в финансовый
Использование государственных облигаций как инструмента управления денежным предложением инфляцией Увеличение предложения гособлигаций может привести к росту процентных ставок и бюджетных расходов на обслуживание госдолга
Развитие рынка государственных облигаций позволяет более эффективно управлять ликвидностью кредитных организаций и способствует развитию финансового рынка При наличии значительных свободных остатков на счетах Минфина осуществление заимствований на рынке целесообразно, если доходность по ним ниже инфляции.
Средства, привлеченные на рынке гособлигаций могут быть использованы для погашения внешних долгов

Проведение эффективной бюджетной политики предполагает мониторинг доходности государственных долговых обязательств. Умеренные положительные ставки на рынке государственного долга позволят сделать его более привлекательным для потенциальных инвесторов. Вместе с тем, ставки по государственному долгу не должны деформировать финансовый рынок, а доходность государственных ценных бумаг превышать размеры, при которых возможно нормальное развитие рынка корпоративных ценных бумаг и кредитного рынка. В противном случае происходит отток капитала из реального сектора в финансовый.

Чрезмерное увеличение доходности на рынке государственных заимствований способствует притоку иностранного спекулятивного капитала. Опыт многих стран Азии и Латинской Америки доказывает, что даже при наличии ограничений иностранные капиталы обходят их и все равно проникают на внутренний финансовый рынок через различные схемы, если на рынке существует высокая доходность.

Обеспечение модернизации реального сектора российской экономики предусматривает прежде всего развитие рынка корпоративных ценных бумаг и кредитного рынка. Развитие данных сегментов финансового рынка упростит доступ к инвестиционным ресурсам для эффективно работающих предприятий. В современной рыночной экономике государственные облигации выполняют роль «консервативных» финансовых инструментов, и государство не должно стимулировать развитие данного сегмента финансового рынка путем поддержания высокой доходности. Основными ориентирами при определении приемлемой для государства доходности по размещаемым облигациям являются темпы экономического роста и стоимость обслуживания накопленного государственного долга.

При рассмотрении государственного долга в контексте бюджетных проблем на первый план выходит анализ взаимосвязи между величиной государственного долга и экономическим ростом. Если ставки по государственным ценным бумагам меньше темпов роста ВВП, то объем средств, направляемых на обслуживание долга, в процентах ВВП не увеличивается. Таким образом, чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем больше у государства возможностей для осуществления заимствований. Данная закономерность была сформулирована Е. Домаром. Необходимым условием стабилизации системы государственных финансов России является жесткое увязывание темпов роста государственного долга и темпов роста ВВП.

Данные Счетной палаты подтверждают, что формирование единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом по-прежнему не завершено. Не утверждена Концепция управления государственным долгом, определяющая место государственного долга в бюджетной политике в средне- и долгосрочной перспективе. Сложившаяся практика учета государственных долговых обязательств не обеспечивает в полной мере прозрачность и эффективность процесса привлечения и использования заемных ресурсов. Отсутствие системы управления государственным долгом, обеспечивающей контроль за эффективностью расходования заемных средств, в значительной степени препятствует проведению эффективной бюджетной политики.

Рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы государственного долга позволяет сделать вывод, что преодоление кризисных явлений в системе государственных финансов и создание предпосылок для устойчивого экономического роста невозможно без выработки единой концепции управления государственным долгом, основанной на активном использовании международного опыта и отражающей современное состояние российской экономики.

Долговая стратегия должна учитывать не только финансовые возможности бюджета по обслуживанию и погашению долга, которые во многом зависят от уровня цен на сырьевые товары, но и высокие риски, связанные с колебаниями курса доллара к евро на мировых финансовых рынках. При разработке такой стратегии необходим комплексный подход, позволяющий решить задачи, связанные с текущим обслуживанием государственного долга, дальнейшим снижением долговой нагрузки на экономику, повышением эффективности использования заемных средств, а также оптимизацией структуры долга.

Совершенствование системы управления государственным долгом включает в себя следующие актуальные для современного состояния российской экономики направления:

- более эффективному управлению государственным долгом может способствовать увеличение активов правительства, аккумулируемых в резервном фонде, наличие которого будет способствовать формированию атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств и доверия к государству-должнику. Основной его задачей является накопление в благоприятные периоды резервов с тем, чтобы обеспечивать выплаты по государственному долгу в менее благоприятные периоды без значительных потрясений для бюджетной системы. Создание резервного фонда позволило бы увеличить предложения государственных облигаций, что дало бы толчок развитию внутренних финансовых рынков. Развитие внутреннего рынка государственных заимствований создаст для Правительства и Банка России дополнительные инструменты финансового регулирования;

- необходима постоянная работа, направленная на повышение кредитного рейтинга России. Повышение кредитного рейтинга России позволит проводить политику «удлинения» государственного долга и снижения стоимости его обслуживания. Такая политика может быть реализована, в частности, путем покупки старых обязательств за счет выпуска новых, более дешевых и «длинных». Деньги, вырученные от размещения более дешевых и «длинных» бумаг, должны идти не на финансирование текущих расходов, а на выкуп предыдущих долгов;

- стабилизация ситуации на рынке государственного долга возможна только при условии скоординированности бюджетной и денежно-кредитной политики, а также успешного проведения ряда крупномасштабных реформ, связанных с повышением эффективности государственных расходов и активизацией стимулирующей функции налоговой системы. Масштабное финансирование расходов за счет увеличения государственного долга приводит к вытеснению частных инвестиций, увеличению налогового бремени в долгосрочной перспективе, а также препятствует накоплению капитала;

- решение задачи эффективного управления государственным долгом предусматривает всестороннее развитие финансовых методов управления государственным долгом. Важнейшим приоритетом бюджетной политики является повышение инвестиционной активности российской экономики. В данном контексте одним из возможных инструментов управления государственным долгом является использование сделок «своп», предусматривающих обмен долга на различные активы. Такие схемы, в частности, могут предусматривать обмен государственных долговых обязательств на корпоративные ценные бумаги, экспортные поставки или будущие налоговые платежи. Практическая реализация данных схем возможна только при условии проведения эффективной экономической политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики;

- увеличение внутреннего долга может рассматриваться в качестве одного из источников обслуживания внешних заимствований;

- доходность государственных облигаций должна находиться в разумных пределах, т.е. ставки на рынке государственных обязательств не должны превышать размеры, при которых возможно нормальное развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Чрезмерный государственный долг ведет к отвлечению средств инвесторов от кредитования реального сектора российской экономики. Основными ориентирами при определении приемлемой для государства доходности по размещаемым облигациям являются темпы экономического роста и стоимость обслуживания накопленного государственного долга. Реальные ставки доходности по размещенным государственным облигациям должны находиться в пределах 2-5% в зависимости от срока обращения облигации;

- обеспечение непрерывности процесса управления государственным долгом в целях его корректировки в зависимости от текущего состояния экономики России и мировых финансовых рынков;

- управление структурой долга должно быть направлено на формирование графика платежей таким образом, чтобы долговые платежи были распределены равномерно и на бюджет не приходилась высокая единовременная нагрузка.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор Российской геополитики
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Особенности федеративного устройства современной России
Вернуться к списку публикаций