2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Место государственного долга в современной бюджетной политике



Место государственного долга в современной бюджетной политике


Необходимость бюджетного профицита обусловлена прежде всего крупными выплатами по государственному долгу, так как значительная часть профицита федерального бюджета направляется на его обслуживание. Создание финансового резерва также направлено на обеспечение накопления средств, необходимых для осуществления платежей по государственному долгу. Основу финансового резерва составляют дополнительные доходы федерального бюджета последних двух лет, вызванные прежде всего благоприятной конъюнктурой на мировом рынке энергоносителей.

Законы о федеральном бюджете на 2002-2003 гг. позволили Правительству направлять на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства Российской Федерации дополнительные доходы, которые получены в процессе исполнения доходной части федерального бюджета, средства финансового резерва, денежные средства, полученные от операций на рынке государственных ценных бумаг, приватизации государственной собственности, средства, вырученные от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций и иностранных правительств.

Высокая долговая нагрузка на экономику выступает объективным ограничителем инвестиционной активности. Значительная часть сберегаемых в стране ресурсов изымается из производства и направляется на обслуживание государственного долга, что, в свою очередь, ограничивает возможности притока капитала в высокотехнологичные сферы производства, обеспечивающие рост конкурентоспособности российской экономики. Поэтому одним из основных направлений использования дополнительных доходов бюджета является снижение долгового бремени, создающее необходимые предпосылки для уменьшения налогового бремени и увеличения расходов на социальные программы.

В последние два года наметились позитивные тенденции в сфере управления государственным долгом. Данные, приведенные на рисунке 1, свидетельствуют, что снизился объем государственного внешнего долга. Проводимая политика заимствований на внутреннем рынке позволила существенно снизить доходность государственных облигаций. Во многих случаях проценты по размещаемым бумагам были ниже инфляции, что позволило сократить расходы по обслуживанию внутреннего долга. Проведение досрочных выкупов и «свопов» привело к значительной экономии процентных расходов.

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга России

Бюджетная политика России в 2002-2003 гг. направлена на снижение внешнего долга, при этом увеличение внутреннего долга рассматривается в качестве одного из источников обслуживания внешнего долга. В соответствии с законом о федеральном бюджете на 2003 г., чистое привлечение на рынке рублёвых ценных бумаг должно составить 49,7 млрд. руб. Доходность по краткосрочным облигациям запланирована на уровне 13,0 - 14,5%, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - 15 - 17% при заложенном в бюджет показателе инфляции в 10-12%.

Динамика государственного внутреннего долга определяется Программой государственных внутренних заимствований, предусматривающей увеличение к 1 января 2004 верхнего предела государственного внутреннего долга года до 842,1 млрд. рублей. Предусмотренный в законе верхний предел государственного внутреннего долга предоставляет Правительству возможность значительного увеличения государственных внутренних заимствований по сравнению с 2002 годом. По данным Министерства финансов Российской Федерации, государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 января 2002 года составлял 533,5 млрд. руб.

Долговая политика, основные параметры которой определены в Программах государственных внешних и внутренних заимствований на 2003 г., позволит к 1 января 2004 года сократить объем внешнего долга до 123,7 млрд. долларов или 32% ВВП. В сложившихся условиях частичное замещение внешних обязательств внутренними является оправданным, так как внутренний долг является менее рискованным.

В 2003 г. общая сумма внутренних заимствований планируется на уровне 162,6 млрд. руб. На свободном рынке предполагается привлечь всего 21 млрд. руб. из общей суммы заимствований, остальные 141,6 млрд. руб. будут привлечены прежде всего из Банка России, Сбербанка и Пенсионного фонда.

К концу 2003 г. емкость рынка государственных ценных бумаг достигнет примерно 24-25 млрд. долларов. Причем около 90% государственных ценных бумаг будет сосредоточено в государственных органах. В целом ситуация на рынке внутреннего долга является достаточно стабильной и не вызывает опасений с точки зрения увеличения нагрузки на государственный бюджет, тем не менее необходима особая осторожность при проведении политики государственных заимствований, что подтверждает практика многих стран, в том числе и кризис 1998 г.

Совокупные расходы на обслуживание и погашение государственного долга в 2003 г. составляют более 784 млрд. рублей или около 32% доходов бюджета. В частности, на выполнение обязательств по государственному долгу предусматривается направить 51 млрд. руб. из профицита федерального бюджета, 185 млрд. руб., привлеченных на внутреннем и внешнем финансовых рынках, 53 млрд. рублей от приватизации государственной собственности и 20 млрд. рублей в виде доходов от реализации драгоценных металлов и камней. Оставшаяся часть платежей должна быть покрыта за счет средств финансового резерва, составлявшего на 1 января 2003 г. 209 млрд. руб.

Несмотря на значительное снижение долгового бремени, проблема государственного долга остается одной из самых серьезных для российской экономики. Значительные выплаты по государственному долгу оказывают значительное давление на систему государственных финансов. Главным фактором, влияющим на объем налоговых поступлений в бюджет и формирование финансового резерва, являются цены на нефть, что в целом создает атмосферу непредсказуемости при исполнении бюджетов 2003-2005 г. Поэтому в среднесрочной перспективе ситуация для федерального бюджета и системы государственных финансов в целом остается весьма напряженной, сковывая возможности государства по снижению налогового бремени и стимулированию инвестиционной активности. Кроме того, возможности для осуществления недорогих заимствований на мировых финансовых рынках с целью рефинансирования долгов России ограничены низким кредитным рейтингом по обязательствам в иностранной валюте, зафиксированном по

состоянию на 1 января 2003 г. агентством Standard & Poor's на уровне «ВВ» Учитывая данные обстоятельства, профицит бюджета на уровне 0,3-0,4% ВВП выступает в качестве основы устойчивого финансового положения государства в среднесрочной перспективе.

Динамика государственных внешних заимствований в 2001-2003 гг., представленная в таблице 1, свидетельствует об их снижении как в части целевых, так и несвязанных заимствований.

Таблица 1

Привлечение Россией внешних заимствований, млн. долл.

2001 2002 2003
утверждено Законом о федеральном бюджете фактическое выполнение утверждено Законом о федеральном бюджете фактическое выполнение утверждено Законом о федеральном бюджете
несвязанные заимствования 3945,0 250,0 2190,0 н/д 1290,0
целевые
иностранные
заимствования
850,0 410,3 653,3 н/д 622,0
Итого 4795,0 660,3 2843,3 628,4 1912,0

Использование связанного кредитования как инструмента бюджетной политики является, как правило, неэффективным, так как ведет к избыточным государственным заимствованиям и не обеспечивает высокой социально-экономической результативности реализуемых таким способом проектов. Поэтому эффективная стратегия управления государственным долгом предполагает постепенный отказ от практики привлечения связанных кредитов, как неэффективного способа финансирования бюджетных потребностей.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Обоснование целесообразности создания отраслевых органов управления продовольственным комплексом
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Вернуться к списку публикаций