2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса



Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса


Важным элементом инновационного комплекса России является система государственных научных центров (ГНЦ), которая была создана в 1993 г. с целью сохранения и развития научно-технического потенциала. Статус ГНЦ предполагает государственное финансирование фундаментальных и прикладных исследований, а также предоставление бюджетных средств на поддержание и развитие научно-исследовательской базы.

К ГНЦ относятся 58 научных организаций различных форм собственности: федеральные государственные унитарные предприятия - 49, государственные учреждения - 7, акционерные общества - 2. В настоящее время система ГНЦ должна быть реформирована с целью усиления взаимодействия научно-образовательного комплекса с реальными сектором экономики для обеспечения инновационного развития российской экономики. Реформирование системы ГНЦ предполагает:

- реструктуризацию неэффективно работающих ГНЦ путем их приватизации или объединения в целях их включения в состав финансово-промышленных групп, научно-промышленных и научно-образовательных комплексов;

- преобразование эффективно работающих ГНЦ из федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества со стопроцентным государственным участием.

Бюджетное финансирование научных организаций в целях выполнения ими функций ГНЦ должно осуществляться на конкурсной основе с последующим анализом полученных результатов. Реформирование финансовых основ системы ГНЦ предполагает концентрацию ограниченных бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и образования. Государственное финансирование ГНЦ может осуществляться в форме государственного заказа, субвенций и субсидий.

Эффективное функционирование системы государственных научных центров является одним из условий, позволяющих обеспечить консолидацию инновационных структур государственного и негосударственного секторов экономики. Укрепление финансовых отношений между научно-образовательной сферой и промышленностью позволит создать предпосылки, необходимые для ускорения внедрения результатов научных разработок в производство и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Стратегическим приоритетом государства при поддержке развития инновационной системы является привлечение частных инвестиций в инновационную сферу, многоканальное финансирование инновационной деятельности с использованием собственных средств российских компаний, бюджетных средств, кредитных организаций, а также специализированных фондов.

К основным способам государственного стимулирования инновационной активности в российской экономике относятся:

1. обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу, концентрация бюджетных ресурсов на важнейших направлениях развития науки и образования;

2. повышение эффективности управления государственной собственностью в научно-образовательной сфере, изменение в необходимых случаях организационно-правовой формы соответствующих организаций;

3. развитие механизма финансирования инновационных проектов, в том числе венчурного инвестирования;

4. укрепление финансового взаимодействия между участниками инновационного процесса в целях продвижения новых знаний и технологий в производство, а также повышения квалификации персонала;

5. развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей вовлечение научных разработок в производственный процесс и привлечение частных инвестиций в научно-образовательную сферу.

Механизм венчурного инвестирования является одним из важнейших элементов эффективно работающей инновационной системы, обеспечивая развитие реального сектора экономики на основе интеграции науки, образования и производственной сферы в целях создания и максимально быстрого внедрения в производство новейших технологий. Перевод российской экономики на инновационный путь развития невозможен без развития механизма венчурного инвестирования как неотъемлемой части национальной инновационной системы. Наличие в России высокого научного потенциала и квалифицированных кадров создает благоприятные предпосылки для развития венчурной индустрии.

Венчурное инвестирование обеспечивает высокие темпы роста малых и средних инновационных компаний, предоставляя им финансовые ресурсы на начальных этапах их деятельности, когда другие источники финансирования для них недоступны в связи с высокой степенью рискованности вложений. Оно способствует модернизации действующих и образованию новых производств на основе использования достижений науки и техники, а также решению социальных проблем через создание новых рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики.

Государственная финансовая поддержка венчурного инвестирования способна содействовать формированию и развитию российской инновационной системы. Создание венчурных фондов с государственным участием является одним из механизмов стимулирования инновационной активности в экономике России. Успешная деятельность таких фондов позволит привлечь частных инвесторов в инновационную сферу.

Идея государственного финансирования венчурной индустрии была успешно реализована во многих государствах с развитой рыночной экономикой и имеющих значительные достижения в инновационной сфере. Роль государства состоит не только в прямом финансировании венчурных фондов, но, что еще более важно, в создании благоприятных условий для вложения в венчурный бизнес частного капитала, что, в свою очередь, предполагает укрепление институциональной среды, обеспечивающей, прежде всего, страхование инвестиционных рисков и благоприятные налоговые условия в данной сфере.

Совершенствование государственного регулирования научно-образовательного комплекса предусматривает также повышение эффективности федеральных целевых программ, которые должны обеспечивать поддержку приоритетных направлений инновационного развития.

Распределение бюджетных ресурсов с использованием программно-целевых методов обеспечивает селективный подход в поддержке научно-образовательной сферы, обеспечивая развитие ее приоритетных направлений и экономию ограниченных ресурсов бюджета. Применение программно-целевых методов предполагает:

- организацию системы планирования расходов на среднесрочную перспективу;

- оценку результатов научных исследований с привлечением независимой экспертизы и их последующим опубликованием;

- проведение финансового и технического аудита на всех стадиях реализации проектов.

Современной формой организации научной деятельности и важным направлением совершенствования системы ее финансирования в России является контрактная система. Как показывает мировая практика, контракт служит эффективным инструментом формирования в рыночных условиях государственного спроса на результаты НИОКР. Актуальность перехода науки в России на контрактную систему связана с тем, что именно в условиях финансовых ограничений она позволяет наиболее экономично удовлетворить государственные потребности в результатах НИОКР. Контракт представляет собой механизм взаимовыгодного сотрудничества между государством, частными фирмами, университетами, исследовательскими институтами при решении научных и производственных задач. Внедрение программно-целевых методов предполагает отбор исполнителей проектов на контрактной основе, что в свою очередь создает благоприятные условия для развития конкурентной среды.

Развитие системы образования должно стать одним из главных приоритетов государственной бюджетной политики как с точки зрения увеличения бюджетных расходов, так и стимулирования частных вложений в данную сферу. Полезный эффект от развития образовательной сферы получают непосредственные потребители данных услуг, предприятия, привлекающие квалифицированных специалистов, а также государство в связи с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому необходимым условием модернизации российской экономики и, в частности, развития инновационной системы является проведение бюджетной политики, ориентированной на создание системы многоканального финансирования образовательной сферы, обеспечивающей консолидацию финансовых ресурсов государства, предприятий и конечных потребителей образовательных услуг.

Повышение эффективности системы образования предполагает использование принципов персонифицированного бюджетного финансирования, что создает для граждан возможность более эффективно расходовать закрепленные за ними бюджетные средства и способствует внедрению конкурентных механизмов в систему образования. Данная система позволяет скорректировать «недостатки рынка» и решить стратегические задачи государства, связанные с социальной поддержкой малообеспеченных семей и обеспечением доступности образования, а также поддержкой перспективных направлений подготовки специалистов.

При этом ключевая роль в финансировании образования должна принадлежать государству, обеспечивающему формирование благоприятных финансовых условий для обеспечения высокого качества образовательных услуг, внедрения инноваций и информатизации образования в соответствии с задачами модернизации российской экономики. Данные таблицы 8 доказывают, что даже в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населения доля государства в финансировании образовательной сферы составляет не менее 70%. Таким образом функционирование образовательной сферы как части инновационной системы должно строиться на основе сочетания начал рыночного саморегулирования и оптимального государственного воздействия.

Долгосрочной задачей государства является переход от системы финансирования научно-образовательной сферы по ведомственному принципу к финансированию конкретных научных и учебных программ, который должен осуществляться постепенно, не допуская возможных негативных социальных последствий. Финансирование, основанное на программно-целевом подходе, может дополняться ведомственным механизмом распределения финансовых ресурсов, основанном на предоставлении бюджетных средств в зависимости от штатного расписания и потребности данной организации в оборудовании и сторонних услугах.

Создание эффективной системы налогового стимулирования инновационной сферы позволит создать необходимые предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

В настоящее время представляется актуальным рассмотреть вопрос об освобождении от НДС ввозимого научного оборудования и научной аппаратуры, не имеющих российских аналогов. Это позволит выделять больше средств на закупки необходимого оборудования и создать финансовые предпосылки для решения проблем, связанных с модернизацией оборудования в научно-образовательной сфере. Средний возраст научного оборудования составляет 16 лет, при этом только 12% оборудования имеет срок службы от одного до пяти лет, что никак не соответствует задачам инновационного развития.

Успешное развитие данного сектора экономики предполагает проведение комплексной реформы всей системы бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий, предусматривающей пересмотр их юридического статуса через внесение соответствующих поправок в ГК РФ, инвентаризацию имущества государственных организаций в сфере науки и образования, сокращение их числа за счет слияния, ликвидации, акционирования и т.д.

Необходимость обеспечения устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе ставит перед государством задачу формирования предпосылок, необходимых для развития инновационной системы, ориентированной на активизацию внутренних источников экономического роста и освоение мирового рынка высокотехнологичной продукции. Таким образом, бюджетная политика, направленная на развитие инновационной системы, способствует формированию в России конкурентоспособной экономики, обеспечивающей производство высокотехнологичной продукции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Вернуться к списку публикаций