2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса



Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса


Удельный вес инновационной продукции в объеме выпускаемой промышленной продукции продолжает снижаться: с 3% в 1995-1997 гг. до 2,4% в 1999-2001 гг. Одной из причин этого является отсутствие устойчивых финансовых отношений между основными звеньями инновационной системы -учреждениями высшего образования, научными организациями, инновационными предприятиями, кредитными организациями и промышленностью.

Сложившаяся система государственной поддержки науки и образования не способствует выводу российской экономики на траекторию инновационного развития, т.к. имеет следующие недостатки:

1. государственное финансирование научно-образовательной сферы характеризуется не только недостаточностью выделяемых средств, но, что не менее важно, их неэффективным распределением между большим количеством институтов и научных центров без учета реальных потребностей рынка в данной сфере;

2. непрозрачный характер выработки приоритетов развития научной сферы. Разрозненные данные о целевой направленности расходов федерального бюджета на научно-образовательную сферу содержатся лишь в приложениях к закону о бюджете, текстах целевых программ, а также в ведомственных документах. Однако они не могут дать полной и объективной картины ни о государственных приоритетах в инновационной сфере, ни о том, насколько данные расходы способствуют повышению конкурентоспособности экономики. В целом, механизм принятия решений относительно направлений расходования средств характеризуется сильным лоббистским влиянием и игнорированием потребностей рынка.

3. государственные расходы на науку и образование ориентированы в основном на поддержание существующей структуры ведомств и организаций, а не на достижение конкретных целей государства в инновационной сфере;

4. неопределенность юридического и имущественного статуса бюджетных учреждений, что является общей проблемой для всей бюджетной сферы;

5. отсутствие эффективной системы контроля за использованием бюджетных средств. Контроль за расходованием средств носит формальный характер и ориентирован на проверку целевого расходования средств, соблюдение процедур распределения ассигнований и правильность ведения отчетности. При этом не уделяется должного внимания вопросам, связанным с проверкой научно-практических результатов принятых программ.

Бюджетная политика должна способствовать развитию имеющихся конкурентных преимуществ и созданию новых, формируя, таким образом, основы для долгосрочного экономического роста. По общему признанию, в стране имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в таких наукоемких и высокотехнологичных отраслях, как ВПК, телекоммуникационное оборудование, в частности, оптоволокно, новые материалы, ядерные технологии, оптические приборы и геодезическое оборудование для поиска нефти и газа, программное обеспечение, космические технологии.

Главная сложность, связанная с государственным финансированием инновационной сферы, заключается в том, что в эпоху постиндустриализации временные горизонты технологического и инновационного прогнозирования сужаются. Государство, как и другие субъекты рынка, не может с высокой степенью точности определить те направления вложения средств, которые принесут наибольший социально-экономический эффект в будущем.

Система поддержки инновационной активности, основанная исключительно на механизмах бюджетного финансирования, является заведомо неэффективной. Использование налоговых механизмов стимулирования инновационного развития должно дополнять прямое государственное участие в данной сфере. Главным преимуществом налогового стимулирования является то, что оно сохраняет автономность частного сектора и его экономическую ответственность за выбор направлений исследований и их внедрение.

Российское финансовое законодательство содержит ряд льгот и вычетов, направленных на стимулирование научно-образовательной деятельности, основными из которых являются:

- освобождение от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

- при расчете налога на прибыль расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки равномерно включаются в состав затрат в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве товаров, работ, услуг. Если научные исследования и опытно-конструкторские разработки не дали положительного результата, то они также подлежат включению в состав затрат равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов;

- расходы налогоплательщика на научные исследования в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», признаются для целей налогообложения при расчете налога на прибыль в пределах 0,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика;

- при расчете налога на доходы физических лиц вычету подлежат суммы оплаты налогоплательщиком обучения в образовательных учреждениях в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 ООО рублей. Кроме того, часть первая НК предоставляет возможность организации, осуществляющей НИОКР и модернизацию производства на основе внедрения инноваций, получить инвестиционный налоговый кредит.

Таким образом, в области фискального регулирования инновационной деятельности произошли некоторые позитивные сдвиги. В частности, мировой опыт налогового стимулирования инноваций позволяет рассчитывать на то, что включение расходов на НИОКР в структуру затрат будет способствовать развитию инновационного бизнеса и стимулировать предприятия вкладывать больше средств в научные исследования. Вместе с тем несмотря на наличие льгот, направленных на стимулирование инновационного развития, комплексный подход к данной проблеме по-прежнему не выработан.

Развитие науки и образования может строится только на основе взаимодействия частного бизнеса и государства. В ближайшие годы роль государства в научно-образовательной сфере будет существенно выше, чем в странах Запада. Внедрение рыночных механизмов в данной сфере блокируется низкими доходами населения и слабостью частного сектора, что требует государственной поддержки инновационной сферы.

В российских условиях дефицит высококвалифицированных кадров ограничивает рост компаний, а следовательно блокирует экономическое развитие страны в долгосрочной перспективе. Причины дефицита высококвалифицированных кадров во многом связаны с недостаточным уровнем бюджетного финансирования и оторванностью научно-образовательной сферы от потребностей рынка.

В современных условиях необходимо обеспечить опережающий рост бюджетного финансирования науки и образования. Задача государства состоит в том, чтобы через использование бюджетно-налоговых механизмов проводить политику «экономии издержек» для частного сектора, осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями рынка и предоставляя необходимые для его успешного развития инновационные продукты. Бюджетная политика, нацеленная на поддержку науки и образования, будет способствовать развитию высокотехнологичных производств, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям в долгосрочной перспективе. Бюджетные средства должны предоставляться в соответствии с принципами «движения за частным капиталом» и «поддержки инновационных инициатив частного сектора», которые приняты в мировой практике.

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что федеральный бюджет 2003 г. обеспечивает увеличение реальных расходов на образование и науку в соответствии с провозглашенными приоритетами бюджетной политики. В 2003 г. расходы по разделам «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» и «Образование» бюджетной классификации увеличиваются на 22% по сравнению с 2002 г.

Рисунок 1. Государственные расходы на образование в % (1991=100%)

Вместе с тем, масштаб проблем в данной сфере чрезвычайно велик и решение их в короткие сроки не представляется возможным даже при сохранении того, что расходы на образование будут увеличиваться и в дальнейшем. Если рассматривать данное увеличение в процентах к ВВП, то прирост затрат на образование в консолидированном бюджете за 3 года составляет 0,5% ВВП, что является недостаточным. Динамика расходов государства на образование представлена на рисунке 3. Мировой опыт свидетельствует о том, что увеличение «человеческого капитала» не может быть обеспечено в короткие сроки и требует от государства и частного сектора значительных вложений в научно-образовательную сферу в течение длительного времени.

Таблица 3

Государственные расходы на науку и образование по фактическому исполнению

год Наука Образование
Федеральный бюджет Бюджет расширенного правительства Федеральный бюджет Бюджет расширенного правительства
млн. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млн. руб. млн. ру млрд. руб. % ВВП
1999 11196,8 0,29 13725,4 0,3 20945,4 0,5 147682,7 3,3
2000 17534,1 0,29 20904,6 0,3 38117,3 0,5 215198,1 3,1
2001 23689,4 0,29 27999,4 0,3 54498,3 0,6 285093,0 3,2
2002 31063,4 0,28 32850,0 0,3 82010,1 0,75 413910,0 3,8
2003* 40206,0 0,3 н/д н/д 97672,0 0,75 н/д н/д

Государство должно способствовать созданию целого сектора экономики -инновационного бизнеса, основанного на принципах учета реальных потребностей рынка, тесной интеграции науки и образования, гибкого сочетания бюджетных и налоговых механизмов развития инновационной деятельности, направленного на развитие частного сектора. Данный сектор включает в себя инновационные компании, венчурные фонды, высшие учебные заведения, лаборатории, отраслевые институты. Такая политика позволит определить реальные приоритеты развития российской экономики.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор Российской геополитики
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Государственная служба Пакистана
Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Вернуться к списку публикаций