2009-07-07 21:49:36
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса



Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса


В процессе постиндустриального развития наука и образование приобретают все большее значение в экономическом развитии. Они выступают в качестве важнейших элементов инновационной системы, ориентированной на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В условиях постиндустриального развития инновационная система выполняет функции обеспечения различных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, создания новых технологий и содействие их внедрению в производство, проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, распространения научных знаний.

Инновационная сфера обладает определенным потенциалом саморегуляции, позволяющим отчасти удовлетворять потребности рынка в прикладных и фундаментальных исследованиях, а также в специалистах нужных профессий. Вместе с тем, цели государства в данной сфере значительно шире, чем цели других субъектов рынка. Государственное участие в финансировании инновационной сферы вызвано необходимостью корректировки «недостатков» рынка и определяется следующими обстоятельствами:

- социально ориентированное государство обеспечивает доступность образования, в том числе и высшего, для широких слоев населения, в то время как выгоды для частного бизнеса от финансирования образования часто не являются очевидными;

- экономическую ценность научных исследований не всегда возможно предсказать с позиций «сегодняшнего дня»;

- финансирование фундаментальных исследований во многих случаях является слишком рискованным и дорогостоящим для частного бизнеса.

Конкурентные преимущества государства в современном мире в значительной степени определяются качеством человеческого капитала, что требует от государства проведения политики, направленной на повышение эффективности инновационной сферы. В наиболее развитых странах рост ВВП в основном связан с инновационным развитием, а успех национальной экономики определяется быстротой и эффективностью усвоения и внедрения передовых технологий и знаний.

Таблица 1

Доля государства в финансировании науки и образования, 1999 г.

Страна Частные расходы на образование, в % ВВП Государственные расходы на образование Расходы на образование всего,в % ВВП Расходы на НИОКР
в% ВВП Индекс изменения, в% (1995 = 100%) Всего, % ВВП Доля
государства, %
Канада 0,68 5,48 105 6,16 1,84 31,84
Дания 0,36 6,81 136 7,17 2,09 32,55
Франция 0,36 5,88 100 6,24 2,15 36,94
Германия 1,20 4,35 98 5,55 2,48 31,44
Венгрия 0,59 4,46 112 5,04 0,81 49,54
Япония 1,17 3,55 н/д 4,70 2,98 19,58
Корея 2,96 4,07 н/д 7,03 2,68 23,94
Норвегия 0,13 6,77 94 6,90 1,70 42,55
Португалия 0,08 5,57 268 5,65 0,75 69,68
США 1,61 4,82 н/д 6,43 2,70 27,33

Приведенные в таблице 1 данные подтверждают, что для поддержания системы образования на уровне, адекватном потребностям инновационного воспроизводства и способствующем увеличению «человеческого капитала», совокупные расходы на ее развитие должны составлять не менее 7% ВВП.

Государство в рамках проводимой им бюджетной политики может воздействовать на данную сферу напрямую - через бюджетные расходы и государственную собственность, либо косвенно - посредством системы налоговых стимулов. Выбор между теми или иными методами повышения эффективности бюджетной политики определяется множеством факторов, среди которых уровень развития национальной экономики и стоящие перед страной задачи. В современных условиях трудно отдать предпочтение какому-то одному методу. Бюджетная политика должна быть построена на гибком сочетании прямых и косвенных методов при постоянном поиске наиболее оптимальных путей их сочетания.

За годы экономических преобразований положение научно-образовательной сферы в России значительно ухудшилось. Сокращение государственного финансирования не сопровождалось сопоставимым по объему увеличением расходов частного сектора. Из данных, представленных в таблице 2, следует, что доля российских организаций предпринимательского сектора в финансировании науки составляет менее 20%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой данный показатель превышает 50%.

Таблица 2

Структура затрат на НИОКР по источникам финансирования, %

Факторы, препятствующие инновационной деятельности, связаны как с общими макроэкономическими причинами, так и с недостаточной эффективностью бюджетно-налоговых методов стимулирования частных инвестиций в данную сферу. Среди таких факторов следует особо выделить недостаточную финансовую поддержку со стороны государства, недостаток собственных денежных средств российских компаний, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, а также слабость кредитной системы. Главные факторы, препятствующие инновационной деятельности, являются финансовыми и в различной степени связаны с проблемой эффективности государственного регулирования экономики.

Недооценка роли человеческого капитала в постиндустриальном развитии и отсутствие целенаправленных действий со стороны государства по стимулированию экономического роста на инновационных принципах ведет к консервации неэффективной структуры российской экономики и дальнейшему снижению ее конкурентоспособности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Государственная поддержка и регулирование производства сельскохозяйственной продукции
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Вернуться к списку публикаций