2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Основные направления повышения эффективности бюджетной политики



Основные направления повышения эффективности бюджетной политики


Организация системы государственных закупок на основе открытых конкурсов по различным оценкам обеспечит значительную экономию бюджетных средств - от 50 до 130 млрд. руб. В 2001 г., по данным Минэкономразвития, внедрение конкурсных механизмов при осуществлении государственных закупок позволило сэкономить 30 млрд. руб., что указывает на необходимость коренного реформирования системы госзакупок. Государственные закупки должны производиться с учетом соблюдения принципов стабильности и прозрачности, предполагающих транспарентность финансовых взаимоотношений между государством и поставщиками. Для этого необходимо принятие закона, регламентирующего порядок осуществления государственных закупок на всех уровнях бюджетной системы.

Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов относительно стратегических ориентиров бюджетной политики в контексте ее влияния на перспективы экономического развития.

Проведение налоговой реформы опережает осуществление реформы государственных расходов, призванной повысить эффективность использования финансовых ресурсов государства. Принятые в процессе реформирования государственных расходов программные документы направлены на повышение эффективности расходования бюджетных средств, однако результаты использования последних остаются низкими. Бюджетное финансирование по-прежнему слабо увязано с фактическими результатами, и поэтому не всегда способствует решению социально-экономических проблем.

Таким образом, к числу основных препятствий на пути экономического развития относится не только высокое налоговое бремя, но и крайне низкое качество производимых государством благ, не соответствующее уровню расходов на них. Без комплексного реформирования системы государственных расходов снижение налогового бремени не приведет к стабилизации системы государственных финансов в долгосрочной перспективе.

При такой постановке вопроса становится очевидным, что решение проблемы снижения налогового бремени связано не только со снижением налогов, но и с повышением эффективности государственных расходов и качественным выполнением государством своих функций.

Бюджетные средства должны быть сконцентрированы прежде всего на тех направлениях, которые в наибольшей степени способствуют экономическому росту в долгосрочной перспективе и ответственность за которые изначально принадлежит государству.

Изменение структуры государственных расходов предусматривает прежде всего сокращение «пассивных» расходов, которые либо являются изначально непроизводительными, либо оказывают негативное воздействие на темпы экономического роста. Использование программно-целевых методов в управлении государственными расходами способно повысить эффективность государственных расходов за счет концентрации ресурсов на действительно важных для общества направлениях, отказаться от расходов, осуществляемых «по инерции», обеспечить проведение институциональных реформ, создав таким образом основу для долгосрочного экономического роста.

Оптимизация бюджетных расходов предусматривает проведение ряда крупномасштабных реформ, среди которых проведение комплексной реформы ЖКХ, повышающей его эффективность и ведущей к постепенному сокращению дотаций из бюджета, выработка стратегии управления государственным долгом, снижающей долговое бремя страны, сокращение бюджетных расходов на поддержку отраслей материального производства, эффективность которых является низкой, финансовая поддержка судебной реформы, направленная, в частности, на укрепление механизма защиты прав собственности и улучшение экономического климата в стране.

Бюджетные средства должны быть сконцентрированы на производстве общественных благ, создающих долгосрочные предпосылки для устойчивого экономического роста и укрепления конкурентных позиций России. Приоритетными для государства должны стать инвестиции в «человеческий капитал», связанные с повышением эффективности научно-образовательной сферы, созданием и развитием инновационного сектора экономики. Государственная политика, направленная на повышение эффективности научно-образовательной сферы, напрямую способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе, так как на темпы экономического роста существенное влияние оказывает скорость внедрения в экономику новейших технологий и успешное восприятие нового знания.

Инновационное развитие требует постоянного повышения образовательного уровня как государственных служащих, так и сотрудников частных компаний. В современных условиях спрос предъявляется прежде всего на высококвалифицированных работников, поэтому повышение образовательного уровня населения должно быть важным приоритетом в системе государственных расходов, что оказывает значительное влияние на развитие научно-технического прогресса и помогает населению более уверенно чувствовать себя в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Американский экономист Э. Хансен, анализируя приоритеты государства в области бюджетных расходов, пришел к выводу, что важнейшим из них является образование. По его мнению, «в Соединенных Штатах 100 долларов, вложенные в дело образования, вызовут более высокий рост производительности труда, чем 100 долл., вложенные в производственные здания, сооружения, машины и оборудование».

Таким образом, фундаментальной проблемой, требующей решения в рамках бюджетной политики, является государственная поддержка формирования и развития национальной инновационной системы, обеспечивающей экономическое развитие на основе инноваций. Значимость данных вопросов определяется, в том числе, и тем, что они выходят далеко за рамки финансовой проблематики и имеют большое социальное значение.

В последнее время все большее значение при анализе источников роста придается проблемам корпоративного управления, институциональной инфраструктуре, а также эффективности механизмов защиты собственности. Недооценка данных проблем является одной из причин того, что рыночные реформы в России оказались столь болезненными и неэффективными. Ключевую роль в обеспечении устойчивого роста играют институциональные факторы. В современных условиях именно знания, увеличивающие «человеческий капитал», рассматриваются в качестве важнейшего фактора экономического роста и повышения конкурентоспособности.

М. Портер подразделял факторы конкурентоспособности на базовые (природные ресурсы, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и др.), усовершенствованные (высокообразованные кадры, информационная инфраструктура и др.), общие (сеть транспортных магистралей, связь) и специализированные (персонал с узкой специализацией, специфическая инфраструктура). Конкурентные преимущества, основанные на базовых факторах, рассматриваются М. Портером как преимущества низшего порядка, которые являются во многом неустойчивыми. Для конкурентоспособности страны более важны общие, усовершенствованные и специализированные факторы, дающие преимущества более высокого порядка.

Правовая система, способная обеспечить эффективную защиту прав собственности, выступает как своеобразный общественный капитал. Подход к правовой системе не просто как к общественному благу, а как к общественному капиталу получил всестороннее обоснование в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы». Выгоды от надежной правовой системы заключаются в росте стабильности и «прозрачности» отношений собственности. Правовая система представляет собой общественный капитал, значение которого для успешного экономического развития увеличивается с течением времени. Напротив, недостаточное внимание со стороны государства к проблемам защиты прав собственности может привести к сокращению общественного капитала. Защита собственности представляет собой одну из основных обязанностей государства, и расходование государственных средств на эти цели является жизненно необходимым, так как никто кроме государства не может справиться с этими обязанностями более эффективно.

Таким образом, решающее значение для функционирования всего социально-экономического механизма имеет эффективность защиты прав собственности. Отсутствие данных механизмов безусловно является одной из причин экономического кризиса. В данном контексте увеличение расходов на укрепление судебной системы является необходимой предпосылкой улучшения экономического климата в стране.

Большое значение для обеспечения роста экономики имеют государственные расходы на развитие рыночной инфраструктуры. Государственные инвестиции в дорожное строительство, коммуникации, связь, и другие инфраструктурные проекты способствуют оживлению инвестиционной активности в экономике и снижению издержек для частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует о том, что «точечные» государственные инвестиции в инфраструктурные проекты не вытесняют частные инвестиции, а дополняют их, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Новая роль государства в инвестиционной деятельности
Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Вернуться к списку публикаций