2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Основные направления повышения эффективности бюджетной политики



Основные направления повышения эффективности бюджетной политики


Наличие среди утвержденных программ и подпрограмм крайне мелких по объемам финансирования свидетельствует либо о несущественности избранных задач, либо о невозможности их комплексного решения в связи с недостаточным финансированием. Например, на 2002 г. в рамках раздела «Базовые отрасли экономики и инфраструктуры» по семи из 33 программ и подпрограмм было запланировано бюджетное финансирование не превышающее 10 млн. руб.

Данные об объемах финансирования ФЦП на 2003 г. приведены в таблице 2. Их рассмотрение также позволяет сделать вывод о распылении бюджетных средств по многочисленным программам, что в свою очередь способствует падению эффективности использования бюджетных средств. В структуре ассигнований на финансирование программ в 2003 г. предусмотрено увеличение затрат на «прочие нужды» и сокращение расходов на капитальные вложения и НИОКР, вследствие чего эти программы все в большей мере становятся дополнительным источником финансирования текущих расходов и в недостаточной мере ориентированы на решение стратегических задач.

Таблица 2

Объемы финансирования ФЦП в федеральном бюджете на 2003 г

Ограниченность бюджетных ресурсов, которые могут быть выделены для финансирования ФЦП, обусловливает необходимость значительного сокращения числа программ для концентрации ресурсов на важнейших проблемах общегосударственного масштаба, а также принятия неотложных мер, направленных на повышение эффективности расходования средств как в рамках программ, так и бюджетных средств в целом.

Анализ сложившейся в России системы формирования и реализации федеральных целевых программ указывает также на необходимость проведения административной реформы, направленной на повышения эффективности государственного управления. Выработка комплексного подхода, определяющего ограниченное число задач социально-экономического развития, решаемых при помощи федеральных целевых программ, позволит обеспечить согласованность программ, повысит их эффективность и создаст предпосылки для ограничения субъективизма при их формировании.

Система среднесрочного планирования является важной составной частью программно-целевого метода. Отсутствие системы среднесрочного бюджетного планирования препятствует проведению институциональных реформ. В целях обеспечения бесперебойного финансирования институциональных реформ и поддержания общей стабильности системы государственных финансов необходимо внедрение системы среднесрочного бюджетного планирования, предусматривающей планирование обязательств государства, исполнение которых растянуто на срок до четырех лет, а также прогнозирование доходов. Среднесрочное планирование является инструментом, позволяющим снизить влияние конъюнктурных факторов при реализации стратегических направлений бюджетной политики.

Высокая степень зависимости государственных финансов от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, значительная величина государственного долга, а также необходимость снижения налогового бремени диктует необходимость формирования механизмов, позволяющих обеспечить их стабильность в среднесрочной перспективе. Данные, приведенные на рисунке 1, доказывают наличие высокой зависимости между ростом доходов бюджета и увеличением сырьевого экспорта. Коэффициент корреляции (р) между данными показателями на рассматриваемом периоде составляет:

Рисунок 1. Рост доходов бюджета и сырьевой экспорт в 1999-2002 гг.

Преобразование Финансового резерва в Стабилизационный фонд, средства которого не могут использоваться для финансирования непроцентных расходов, создаст необходимые предпосылки для решения данных задач. Доходы, связанные с благоприятной внешней конъюнктурой, должны поступать в Стабилизационный фонд и служить финансовой основой для сокращения обязательств по государственному долгу и налогового бремени. Использование данного фонда является инструментом антикризисного управления и оправдано в тех случаях, когда перед государством стоит задача проведения широкомасштабных институциональных реформ, а также ослабления долговой и налоговой нагрузки, что и имеет место в России.

Значительные возможности экономии финансовых ресурсов связаны с оптимизацией системы государственных закупок. Объем расходов консолидированного бюджета на данные цели имеет тенденцию к увеличению: в 2001 г. - 445,8 млрд., в 2002 г. - 540 млрд. руб. В 2003 г. их сумма составит не менее 816 млрд. руб. В развитых странах государственные закупки осуществляются на основе конкурсных торгов, что повышает эффективность расходования бюджетных средств и сводит до минимума различные злоупотребления.

Положение дел в сфере организации государственных закупок трудно охарактеризовать как благополучное: в 2001 г. почти 80% бюджетных средств, выделенных на государственные закупки, были израсходованы на внеконкурсной основе. На региональном и муниципальном уровнях система конкурсных закупок практически отсутствует, во многих случаях конкурсы проводятся со значительными нарушениями.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


К проблеме определения объекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Методы повышения эффективности использования государственной собственности в России
Общая характеристика бюджетной политики
Многообразие форм социальной защиты
О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Вернуться к списку публикаций