2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Основные направления повышения эффективности бюджетной политики



Основные направления повышения эффективности бюджетной политики


Повышение эффективности государственных расходов связано, в частности, с внедрением программно-целевых методов при проведении бюджетной политики. Основная идея программно-целевого подхода в рамках проведения бюджетной политики заключается в строгой увязке величины государственных расходов с результатами их осуществления. При этом финансовые средства распределяются не по видам затрат, а в соответствии с установленными целям.

В российских условиях серьезным препятствием на пути внедрения программно-целевых методов может стать отсутствие достоверной информации о положении дел в некоторых секторах экономики. Особенно высокой степенью «непрозрачности» характеризуется ЖКХ, а также система ГУПов и учреждений в целом. При отсутствии достоверной информации невозможно проводить оценку степени выполнения государственных программ и осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов. Кроме того, существуют и объективные ограничения для использования данного метода так как далеко не все цели и результаты могут быть выражены количественно. Более того, в некоторых случаях есть объективная необходимость в дальнейшем расходовании бюджетных средств, даже если они и не дали видимого результата.

Эффективность бюджетной политики связана с практической реализацией тех целей, которые стоят перед системой государственных финансов. Главной трудностью при проведении бюджетной политики, ориентированной на предоставление коллективных благ, в которых реально заинтересовано общество, является оценка эффективности государственных расходов на основе системы количественных и качественных критериев. При этом основной проблемой является выбор именно количественных критериев эффективности.

Оценка эффективности бюджетных расходов предполагает разграничение их социальной и экономической эффективности. Под социальной эффективностью понимается степень достижения определенного социального результата в расчете на единицу бюджетных затрат, под экономической - соотношение объема произведенной продукции (предоставленных услуг) и связанных с этим издержек. Анализ экономической эффективности направлен на выявление наиболее рациональных способов достижения намеченных приоритетов в рамках бюджетной политики.

Проведение эффективной бюджетной политики означает достижение поставленных задач с использованием наименьшего объема финансовых ресурсов, что, в свою очередь, диктует необходимость мониторинга социальной и экономической эффективности государственных расходов.

Программно-целевой метод предусматривает создание системы планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью системы качественных и количественных критериев как в отношении различных направлений расходования средств, так и в отношении конкретных бюджетополучателей. Некоторые из таких критериев приведены в таблице 1. Применение программно-целевых методов предполагает использование дополнительного вида бюджетной классификации - программно-целевой, отражающей группировку бюджетных расходов в соответствии с набором программ, разработанных в соответствии с конкретными целями расходования средств.

Таблица 1

Показатели социально-экономической результативности, применяемые в рамках программно-целевого метода

Необходимость внедрения программно-целевых методов обусловлена целым рядом существенных недостатков российской бюджетной системы. Рассмотрение ст. 68-70 Бюджетного кодекса позволяет сделать вывод об отсутствии взаимосвязи между размером бюджетных расходов и качеством оказываемых услуг. Получается, что цели расходования бюджетных средств сводятся к экстенсивному увеличению зарплат и штатов в государственных учреждениях, максимизации стоимости произведенных товаров, работ, услуг без учета качества и реального на них спроса.

При принятии решений о сфере расходования бюджетных средств не устанавливаются количественные (во многих случаях даже качественные) параметры, на достижение которых ориентированы соответствующие расходы. В таких условиях определение их реальной эффективности представляется затруднительным.

Контроль за исполнением бюджета также носит формальный характер и в основном представляет собой контроль за целевым использованием бюджетных средств. При этом вопросы социально-экономической результативности бюджетных расходов остаются в стороне. Таким образом, расходование средств в рамках бюджетной политики лишь формально увязано с результатами, на которые эти расходы нацелены.

Институциональные реформы (военная, судебная, административная, ЖКХ, научно-образовательный комплекс, медицина) несут в себе значительный ресурсосберегающий потенциал, однако на первоначальных этапах они нуждаются в бесперебойном бюджетном финансировании. Именно такие расходы оказывают на экономику позитивное влияние и создают фундамент для устойчивого роста в долгосрочной перспективе. В Польше на проведение институциональных реформ непосредственно из бюджета расходуется более 2% ВВП в год. Структурные реформы в России с учетом остроты стоящих проблем будут значительно более затратными.

Федеральные целевые программы (ФЦП) являются одним из инструментов проведения государственной бюджетной политики, обеспечивающих реализацию программными методами важнейших приоритетов социально-экономического развития. В течение всего периода реформ государство использовало федеральные целевые программы для решения различных задач. Анализ российской практики применения данного инструмента бюджетной политики позволяет сделать вывод о наличии серьезных недостатков в данной сфере.

На практике ФЦП стали скорее способом бюджетного финансирования множества разрозненных проектов, нежели инструментом, обеспечивающим проведение институциональных реформ, направленных на структурную перестройку российской экономики. Значительное количество программ в сочетании с крайне низкой эффективностью расходования средств и их незначительными объемами способствует лишь распылению бюджетных ресурсов. Нерешенными остаются проблемы, связанные с оценкой социально-экономической результативности федеральных целевых программ.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Особенности федеративного устройства современной России
Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
Возможные социальные последствия очередного этапа реформирования системы образования в России
Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Общая характеристика бюджетной политики
Вернуться к списку публикаций