2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Основные направления повышения эффективности бюджетной политики



Основные направления повышения эффективности бюджетной политики


Вопрос о влиянии государственных расходов на экономическое развитие является одним из наиболее дискуссионных в современной финансовой науке. Их влияние на темпы экономического роста противоречиво: с одной стороны, увеличивая расходы, государство увеличивает внутренний спрос, развивает рыночную инфраструктуру, осуществляет инвестиции в «человеческий капитал», с другой стороны, чрезмерное увеличение расходов способствует усилению налогового бремени, что в свою очередь оказывает негативное влияние на темпы экономического роста. Низкие налоговые поступления приводят к тому, что государство не находит достаточно средств для выполнения своих функций. При этом причиной недостаточных налоговых поступлений может выступать высокое налоговое бремя, следовательно, увеличение доходов может быть связано с необходимостью снижения налогов и сокращения неэффективных расходов.

Уровень налогового бремени в России представляется чрезмерно высоким. Бюджет расширенного правительства по доходам (в долях ВВП) выше, чем в США, Южной Корее, Ирландии и Китае, то есть в наиболее динамично развивающихся экономиках. В 2002 г. было отмечено снижение доходов консолидированного бюджета (без учета единого социального налога) по сравнению с 2001 г. на 0.6% ВВП. Наибольшее снижение пришлось на налог на прибыль организаций, поступление которого сократилось по сравнению с 2001 г. на 1,4% ВВП. Во многом это объясняется резким уменьшением уровня рентабельности товарного производства. В среднем по промышленности она снизилась с 13,3% в 2001 до 8,0% в 2002. Кроме того, прямые инвестиции в 2002 г. выросли лишь на 3,5%, что значительно ниже правительственных прогнозов в 7,5%. При этом, значительная часть данного прироста, по данным Всемирного банка более 60%, приходится на сырьевые отрасли. Сложившаяся ситуация ставит перед государством задачу повышения инвестиционной активности как в количественном, так и в качественном аспекте.

Недостаточное изъятие природной ренты в условиях острой потребности в пополнении бюджета приводит к тому, что неоправданно высокими налогами облагаются труд и капитал. По итогам 2001 г. рентные платежи составили лишь 11% от всех налоговых поступлений, налоги на потребление - 37,6%, на труд -27,9%, а на капитал - 23,5%. Поэтому перед бюджетной политикой стоит задача, связанная с дальнейшим увеличением рентных платежей в бюджет при одновременном снижении общих налогов на бизнес, прежде всего ЕСН.

Бюджетная политика должна способствовать росту инвестиций в высокотехнологичные секторы экономики с высокой долей добавленной стоимости в конечном продукте, развитию инновационных процессов в экономике. В случае успешного решения данных задач перерабатывающий сектор сможет высвободить дополнительные ресурсы для осуществления инвестиций за счет снижения налоговых платежей и станет более привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов.

Выработка основных направлений расходования бюджетных средств и определение их эффективности имеет для России особую актуальность в связи с острой нехваткой бюджетных ресурсов. «Оценка эффективности осуществляемых расходов в большинстве случаев отсутствует. Это ведет к перерасходу средств на выполнение не самых важных функций государства и одновременно к недостаточной концентрации ресурсов на решении ключевых для страны задач».

Политика, направленная на создание эффективного государства может означать как сокращение так и увеличение государственных расходов. Вопрос заключается не только в размерах общественного сектора, но и в эффективности выполнения государством его функций. Чрезмерно высокий уровень государственных расходов приводит к неэффективному расходованию средств, высокому налоговому бремени, снижению стимулов к труду. Однако это вовсе не означает, что сокращение государственных расходов и налогов автоматически повышает эффективность бюджетной политики.

Равномерное сокращение всех бюджетных расходов без учета стоящих перед страной задач не менее опасно, чем их экстенсивное увеличение. В России в 90-е гг. сокращение государственных расходов носило во многом бессистемный характер и объяснялось невозможностью государства обеспечить сбор налогов. Сокращение расходов не было частью продуманной стратегии, направленной на развитие частного сектора, а стало следствием глубокого экономического кризиса. Это в еще большей степени усугубляло ситуацию, служило дополнительным фактором образования «узких мест» в экономическом развитии.

Умеренное увеличение непроцентных расходов в абсолютных размерах является позитивным фактором экономического роста, однако при отсутствии эффективного финансового контроля стимулирующий эффект от таких мер неизбежно снижается.

К основным недостаткам бюджетной системы относятся прежде всего:

1. чрезмерное налоговое бремя и низкая эффективность налогового администрирования;

2. низкая социально-экономическая результативность государственных расходов и управления государственной собственностью;

3. сильная зависимости доходов бюджета от мировых цен на энергоносители, а структуры его расходов - от размера платежей по государственному долгу;

4. бюджетная система в недостаточной степени ориентирована на решение задач, связанных с активизацией инвестиционных процессов в обрабатывающих отраслях экономики.

Выходом из сложившейся ситуации является проведение комплексной реформы государственного сектора, позволяющей создать материальную базу для осуществления бюджетного регулирования, повышения «прозрачности» и финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы, а также для комплексного реформирования государственного финансирования рыночной инфраструктуры в целях более эффективного использования бюджетных средств и повышения ее инвестиционной привлекательности для частного сектора.

Несмотря на позитивные тенденции, связанные с увеличением реальных расходов на научно-образовательную сферу, судебную реформу и здравоохранение, в целом бюджетная политика в недостаточной степени нацелена на создание благоприятных предпосылок для экономического роста.

Задачу обеспечения долгосрочной устойчивости российской экономики невозможно решать, опираясь на сокращение бюджетных расходов, что доказывают данные, приведенные в таблице 5. Такая политика приводит только к консервации сложившейся ситуации и формированию замкнутого круга нерешенных проблем. В частности, по таким направлениям, как наука, образование, здравоохранение и развитие судебной системы, необходимо не сокращение, а увеличение государственных расходов.

Таблица 5

Недостаточность государственных расходов по некоторым направлениям

В российских условиях повышение качества исполнения функций, возложенных на государство, связано с необходимостью консолидации в бюджете значительных финансовых ресурсов для проведения институциональных реформ. Повышение эффективности расходования бюджетных средств предполагает проведение дорогостоящих реформ, на финансирование которых у государства не находится достаточных средств. Как следствие происходит дальнейшее ухудшение ситуации в экономике и государство вынуждено вновь идти на сокращение непроцентных расходов, при этом сокращение расходов вовсе не означает, что после этого средства будут расходоваться более эффективно. Скорее напротив, дальнейшее сокращение финансовых возможностей государства означает и дальнейшее уменьшение возможностей контролировать эффективность расходования средств.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Задачи государственной политики в области развития рынка инновационных услуг
Новые направления использования форм федерального вмешательства в России 2004 г.
Общая характеристика бюджетной политики
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Вернуться к списку публикаций