2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Международные аспекты бюджетной политики



Международные аспекты бюджетной политики


Международные рейтинги конкурентоспособности России, представленные в таблице 4, сигнализирует о наличии серьезных проблем в экономике и необходимости принятия неотложных мер для их решения.

Таблица 4

Международные рейтинги России по некоторым показателям конкурентоспособности

Анализ конкурентоспособности российской экономики позволяет выявить факторы в бюджетно-налоговой сфере, снижающие международную конкурентоспособность российской экономики. К ним относятся недостаточные объемы и низкая инновационная составляющая инвестиций, общая неэффективность государственного финансового регулирования, низкое качество рыночной инфраструктуры и «непрозрачность» отношений собственности.

Нейтрализация их влияния на экономический рост является прямой функцией государства. При этом активная интеграция России в мировую экономику способна дать дополнительный импульс усилиям Правительства в данном направлении и стать дополнительным фактором экономического роста.

Рассмотрение показателей международной конкурентоспособности России позволяет также определить наиболее перспективные направления расходования бюджетных средств в контексте стратегической задачи укрепления конкурентных позиций страны в мировой экономике. Наибольшее преимущество России по сравнению с другими странами, по общему признанию, заключается в ее человеческом и научном потенциале. В России имеются необходимые предпосылки для создания конкурентоспособной инновационной продукции. Однако дальнейшее укрепление конкурентного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России и проведением реформы системы бюджетных расходов.

Важную роль в повышении конкурентных позиций во всех странах инвестиции играют. Инвестиции, в том числе и иностранные, позволили многим государствам компенсировать недостаток конкурентных преимуществ, связанных с природными ресурсами, рабочей силой или географическим положением.

Выработка системы мер по бюджетно-налоговому стимулированию инвестиционного процесса приобретает особую значимость в свете обострения международной конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов. Потребности России в инвестициях значительны и носят долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью обновления устаревших производственных фондов и использования новейших технологий. Потребности в долгосрочных финансовых ресурсах, например, «Газпрома» составляют 60 млрд. долл., РАО «ЕЭС» - 70-80 млрд. долл., Минатома - 32 млрд. долл. Всей же российской промышленности в ближайшие двадцать лет необходимо более 2 трлн. долл.

Безусловно иностранные инвестиции не могут быть единственным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности. Так, М. Портер отмечает, что иностранные инвестиции не решают всех проблем, связанных с укреплением национальной конкурентоспособности, и подчеркивает важность внутренних источников инвестирования. Кроме того, значительные объемы иностранных инвестиций удается привлечь тем странам, которые в наибольшей степени используют внутренние источники активизации инвестиционного процесса.

Тем не менее существует тесная связь между конкурентоспособностью национальной экономики и объемом привлеченных прямых иностранных инвестиций. Чем более конкурентоспособна национальная экономика, тем больший объем иностранных инвестиций она сможет привлечь. В долгосрочной перспективе главной задачей экономической политики России является активизация внутренних инвестиций, а иностранные инвестиции должны играть роль дополнительного финансового ресурса.

В мировой практике принято выделять два основных подхода к проблеме улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранных инвесторов в рамках проводимой государством бюджетной политики.

Первый связан с предоставлением иностранным инвесторам особого, льготного режима, по сравнению с национальными производителями. Многие государства, имеющие относительно неблагоприятные условия для инвестирования, предоставляют иностранному капиталу специальный режим, связанный с налоговыми льготами, приоритетным доступом к кредитным ресурсам и объектам инфраструктуры. Государства, придерживающиеся данной стратегии, исходят из того, что специальный режим повышает их инвестиционную привлекательность. Расчет делается на то, что потери государственного бюджета, связанные с предоставлением иностранным компаниям льгот и гарантий, окупаются в средне- и долгосрочной перспективе за счет увеличения притока иностранного капитала и его позитивного воздействия на экономику, в том числе путем активизации деятельности национального капитала. При этом, чтобы сделать свою страну более привлекательной для иностранных инвестиций, необходимо создать более льготный режим налогообложения.

Второй подход не требует никаких преференций для иностранного капитала. Иностранные инвесторы работают в том же налоговом режиме, что и национальные компании и имеют равные возможности доступа к объектам инфраструктуры и кредитным ресурсам. При этом для успешного привлечения иностранного капитала достаточно обеспечить эффективное функционирование рыночных институтов, стабильность финансового законодательства и преемственность государственной политики.

Улучшение инвестиционного климата предполагает проведение гибкой политики, основанной на сочетании двух данных подходов.

С одной стороны, мировая практика показывает, что применение специального режима создает иностранным инвесторам условия, снижающие инвестиционные риски. Заинтересованность России в привлечении прямых иностранных инвестиций вынуждает создавать в качестве временной меры систему налоговых льгот и государственных гарантий, включая специальные соглашения Правительства с конкретными иностранными инвесторами. Специальный инвестиционный режим может в определенной степени укрепить слабые конкурентные позиции России в борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций. Кроме того, невозможно полностью отказаться от предоставления льгот и гарантий в условиях, когда законодательство многих других стран предусматривает такие льготы и гарантии. При формировании стимулов инвестирования должно предусматриваться выполнение инвестором ряда условий по экспорту, импорту и занятости. Важным аспектом является соединение побудительных механизмов в единую систему в соответствии с приоритетностью отдельных секторов национальной экономики.

С другой стороны, бюджетная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику России, в перспективе, по мере улучшения общего инвестиционного климата, должна предусматривать постепенный отказ от системы предоставления налоговых льгот иностранным инвесторам. Долгосрочной целью такой политики должно стать создание единых экономических условий деятельности отечественных и иностранных компаний. Инвесторов следует привлекать не льготами, а хорошим общеэкономическим климатом, позволяющим минимизировать риски.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что сокращение масштабов прямой хозяйственной деятельности государства не означает ослабление государства. Государственное регулирование основных социально-экономических процессов принимает более действенные формы.

Потоки бюджетных средств должны концентрироваться в тех сферах, ответственность за развитие которых в соответствии со своим предназначением изначально несет государство. В условиях острой нехватки бюджетных ресурсов необходимо обеспечивать приоритетное финансирование расходов, которые способствуют формированию и увеличению конкурентных преимуществ России в глобальной экономике. Речь идет, прежде всего, об инвестициях в «человеческий капитал», развитии науки и формировании инфраструктуры, закладывающей долгосрочный фундамент для экономического роста.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Государственный контроль банковской деятельности в российской империи
К вопросу о совершенствовании управления автомобильным транспортом в России
Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики федеративного государства
Аспекты профессионализма в системе государственной службы
Вернуться к списку публикаций