2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Международные аспекты бюджетной политики



Международные аспекты бюджетной политики


В частности, наметившаяся тенденция к снижению налоговой нагрузки на корпорации и предельных ставок подоходного налога показывает, что правительства многих государств предпринимают значительные усилия для привлечения в страну дополнительных факторов производства. Предпочтения крупных компаний относительно налогового режима могут оказать значительное влияние на величину налоговых поступлений в данном государстве.

Финансовая глобализация оказывает противоречивое влияние на бюджетную политику государства. С одной стороны, императивы международной налоговой конкуренции заставляют государства идти по пути сокращения налогов и свертывания социальных программ. С другой стороны, «человеческий капитал» является главным фактором международной конкурентоспособности, что требует от государства значительных вложений в науку и образование, дополнительные средства необходимы для охраны окружающей среды. В этих условиях параллельно со снижением налогового бремени особую значимость приобретает проблема эффективности бюджетных расходов, решение которой предусматривает выработку системы стратегических приоритетов в расходовании государственных средств, основанных на поддержке конкурентных преимуществ национальной экономики.

В бюджетной политике государств с развитой рыночной экономикой при наличии определенной национальной специфики прослеживается общая тенденция, связанная с постепенным сокращением бюджетных инвестиций в отрасли материального производства и концентрацией высвободившихся ресурсов на производстве коллективных благ, предоставление которых отвечает интересам всего общества. Сокращение масштабов прямой хозяйственной деятельности государства достигается в ходе приватизации государственной собственности, полной или частичной ее передачи в рыночный сектор. Практически во всех развитых странах происходит сокращение бюджетных субсидий отраслям материального производства, приоритетными для государства становятся такие статьи расходов, как образование, наука и здравоохранение. Государственные средства направляются в развитие инфраструктуры, обеспечивающей формирование долгосрочных факторов экономического роста и социального прогресса.

Дальнейшее усиление процессов глобализации будет способствовать изменениям в национальных налоговых системах, выражающимся в перенесении основной налоговой нагрузки с доходов на потребление, значительном увеличении налогов, связанных с охраной окружающей среды как средства сокращения отрицательных внешних эффектов через экологизацию производства, изменениях в структуре государственных расходов при снижении их относительных масштабов.

Опасность остаться за рамками процессов глобализации и постиндустриальной экономики становится для России все более реальной. Данные, приведенные в таблице 2, доказывают, что на сегодняшний день Россия играет незначительную роль в мировой экономике и не использует в своих интересах процессы экономической глобализации. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составляет около 1% ВВП, что существенно меньше, чем во многих развивающихся странах.

Таблица 2

Удельный вес стран в некоторых мировых показателях, в %

Вовлечение России в процессы финансовой глобализации является потенциальным источником дополнительных финансовых и инновационных ресурсов экономического роста.

Опыт Китая подтверждает, что проведение бюджетной политики, учитывающей фактор глобализации, оказывает положительное воздействие на развитие экономики. Только за первый квартал 2001 года в стране появилось 7433 иностранные компании, а объем подписанных контрактов увеличился на 32,2% по сравнению с первым кварталом 2000 г. Всего за годы реформ КНР привлекла иностранных инвестиций на сумму около 500 млрд. долл. Из 500 крупнейших в мире ТНК 300 компаний инвестировали свои средства в Китае.

Привлечение иностранных инвестиций в Китае построено на основе предоставления инвесторам льготного режима. Предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются специальные льготы в форме:

1. налоговых льгот (освобождения от большинства социальных платежей, льгот по уплате земельного налога, освобождения от налога на доходы для переводимой за рубеж прибыли, возврата уплаченного налога на доход при реинвестировании сроком не менее 5 лет, освобождения от торгового налога);

2. ускоренной процедуры получения лицензий и разрешений;

3. более либерального по сравнению с национальными производителями режима ведения валютных операций;

4. приоритета в обеспечении водой, электричеством, транспортными и телекоммуникационными услугами.

Высокие темпы экономического роста в КНР во многом связаны с проведением продуманной бюджетной политики, обеспечившей дополнительный приток прямых иностранных инвестиций и повышение международной конкурентоспособности. Прямые иностранные инвестиции, как свидетельствует опыт многих стран, в том числе и Китая, осуществляются не вопреки, а благодаря государству, которое создает для этого благоприятную институциональную и инфраструктурную среду.

Активное включение России в процесс финансовой глобализации требует решения основной задачи - максимизации положительных аспектов более тесной интеграции России в мировое хозяйство и нейтрализации негативных явлений как на национальном, так и на региональном уровнях. Решение данной задачи неизбежно вызывает потребность разработки концепции международной конкурентоспособности России, ориентированной на создание конкурентных преимуществ стратегического характера. Разработка

долгосрочной стратегии предполагает анализ текущего состояния российской экономики на основе международных сопоставлений и выявление ее конкурентных преимуществ для определения приоритетных направлений бюджетных расходов.

В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе стран с повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности. Данные, приведенные в таблице 3, свидетельствуют, что в рейтинге текущей конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, России было отведено 58 место из числа 75 обследованных стран.

Таблица 3

Конкурентоспособность России в сравнении с некоторыми другими государствами



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Возможные социальные последствия очередного этапа реформирования системы образования в России
Многообразие форм социальной защиты
Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Вернуться к списку публикаций