2009-07-07 21:49:26
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Международные аспекты бюджетной политики



Международные аспекты бюджетной политики


За последние 20 лет значительно усилились новые явления в международных экономических отношениях, получившие название глобализация. Глобализация проявляется в опережающем росте мировой торговли по сравнению с производством, еще более быстром росте перемещения капитала, а также информации и научных знаний. Характерной чертой глобализации является не только рост международного обмена, но и интернационализация производства и финансовых отношений. Глобализация экономической деятельности развивается по трем основным направлениям: международное движение факторов производства, международная торговля и международные финансовые операции. Развитию процессов финансовой глобализации способствует либерализация финансовых рынков, расширение сферы деятельности ТНК, высокий уровень развития средств связи, а также тесная интеграция новых индустриальных стран в международную торговлю, инвестиционный процесс и международное разделение труда.

Несомненно, глобализация содержит как позитивные, так и негативные аспекты, однако альтернативы для участия государств в процессах глобализации нет, так как путь самоизоляции ведет к консервации отсталости, лишая государства возможности использовать выгоды, связанные с техническим прогрессом и международным обменом.

Глобализация экономики не только не устраняет необходимости государственного регулирования экономики, но и требует выработки государственной стратегии, направленной на максимальное использование выгод от глобализации и минимизацию связанных с ней издержек. Нельзя противопоставлять глобализацию и развитие национальной экономики. Финансовая глобализация является особым фактором ее развития.

Быстрый процесс финансовой глобализации изменил представление о конкурентоспособности. В настоящее время не только для многих предприятий, но и для государств повышение международной конкурентоспособности стало абсолютным приоритетом проводимой ими экономической политики. В современном мире конкуренция приобрела глобальный характер. Государства конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики - в привлекательности делового климата, в качестве рыночных институтов. Не случайно известный американский экономист М. Портер ставит вопрос о конкурентоспособности национальной экономики и указывает на ряд ключевых факторов, которые необходимо учитывать при выработке конкурентных стратегий как фирмами, так и государствами. Он считает, что «в конечном итоге единственно разумной концепцией конкурентоспособности на национальном уровне является максимизация экономического роста на основе внедрения передовых технологий».

В современных условиях конкурентоспособность экономики не может быть сведена к показателям темпов роста ВВП, инвестиционной активности, производительности труда и налогового бремени. Успешное развитие рыночной экономики определяется значительным числом факторов, среди которых важную роль играют не только финансовые, но и институциональные и социально-политические. При анализе конкурентоспособности экономики отдельного государства должны учитываться такие факторы, как макроэкономическая стабильность и предсказуемость экономической политики, степень соответствия государственной политики требованиям конкуренции, уровень интернационализации экономики, развитие финансовых рынков и качество финансовых услуг, уровень развития инфраструктуры, научно-технологический потенциал, наличие (или отсутствие) высококвалифицированной рабочей силы.

Глобализация оказывает все большее воздействие на состояние экономики отдельных стран, что объективно требует от национальных правительств учета внешних факторов при разработке политики в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах. В противном случае влияние международных факторов может серьезно снизить эффективность проводимой государством экономической политики, а значит и бюджетная политика государства должна эффективно реагировать на процессы глобализации для обеспечения устойчивого экономического развития.

В условиях финансовой глобализации стали приобретать все более серьезный характер проблемы государственного долга, что подтверждается данными, приведенными на рисунке 1. Недооценка опасностей, связанных с наращиванием государственных заимствований, привела к тому, что долговые кризисы на развивающихся рынках приобрели массовый характер.

Рисунок 1. Увеличение числа дефолтов по государственному внешнему долгу в мире

Долговая проблематика актуальна и для российской экономики. Сложная ситуация, связанная с обслуживанием государственного долга, позволяет рассматривать задачу эффективного управления госдолгом в качестве одного из приоритетных направлений бюджетной политики России.

Глобализация финансовых рынков и увеличение мобильности факторов производства одновременно облегчает и затрудняет процесс экономического развития, порождая новые проблемы и задачи в бюджетной сфере как развитых, так и развивающихся стран.

Процессы глобализации способствовали тому, что национальные правительства нацеливают бюджетную политику на повышение конкурентоспособности государства через снижение налогов, привлечение иностранных инвестиций, пересмотр состава и структуры государственных расходов в сторону повышения их социально-экономической результативности, а также повышение качества рыночных институтов.

Развитие процессов финансовой глобализации ориентирует бюджетную политику прежде всего на создание выгодных условий для ведения бизнеса. Международная конкуренция сейчас переместилась из ценовой сферы в сферу, где соперничают национальные условия производства.

Глобализация способствует усилению конкуренции между налоговыми системами различных стран, направленной на привлечение в экономику данной страны дополнительных факторов производства. Различия в показателях налогового бремени стало новым фактором, оказывающим сильное воздействие на приток инвестиций и размещение производства. В сложившихся условиях правительства как развитых, так и развивающихся стран уделяют все большее внимание проблемам, связанным с международной налоговой конкуренцией.

Современные ТНК при размещении своих производств в отдельных странах, стремятся не только сократить издержки, связанные непосредственно с производством продукции и ее доставкой потребителю, но также оптимизировать величину налоговых платежей.

Анализ, проведенный Национальным бюро экономических исследований США, показал, что крупные ТНК при размещении производства все большее значение уделяют бюджетной политике, проводимой странами-реципиентами1. Наибольшее внимание уделяется режиму налогообложения корпораций. К другим факторам, определяющим инвестиционные приоритеты, относятся политическая стабильность, защита прав собственности, возможность репатриации прибыли, качество инфраструктуры (дороги, связь), доступ к передовым научным знаниям и квалификация рабочей силы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Становление органов местного самоуправления активными субъектами региональной политики
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Институт федерального вмешательства как инструмент региональной политики федеративного государства
Основные направления повышения эффективности бюджетной политики
Взаимоотношения «центр-регионы» в федеративных государствах как проблема политической науки
Вернуться к списку публикаций