2009-07-07 21:49:16
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Общая характеристика бюджетной политики



Общая характеристика бюджетной политики


Согласованность бюджетной и денежной политики обеспечивает результативность государственного регулирования, напротив ее отсутствие неизбежно приводит к кризисным явлениям. Инструменты бюджетной и денежной политики дополняют друг друга, составляя единую систему инструментов государственного воздействия на экономику, поэтому во многих случаях сложно провести четкую грань между ними. Согласованность денежной и бюджетной политики достигается посредством взаимодействия Правительства, Центрального банка и Парламента. Бюджетная политика государства в сочетании с денежной призвана обеспечить формирование благоприятных условий социально-экономического развития в России.

В различных странах одни и те же мероприятия бюджетной политики приводили к прямо противоположным результатам. Более того, мероприятия бюджетной политики, реализация которых приносила положительные результаты на определенном этапе развития государства, в дальнейшем оказываются неэффективными, приводят к снижению конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому разработка и реализация бюджетной политики предполагает учет связанных с этим сложностей.

Влияние политических факторов, институциональных особенностей и наличие временных лагов существенно осложняет проведение бюджетной политики, делает менее предсказуемыми ее конечные результаты.

Как отмечает Дж. Бьюкенен, изучение государственных финансов невозможно в отрыве от политических факторов. Более того именно особенности политического процесса существенным образом влияют на вектор бюджетной политики. При принятии решений в сфере бюджетной политики ключевую роль играют представительные органы власти, а также различные министерства и ведомства, имеющие свои приоритеты относительно расходования бюджетных средств и направлений изменения налоговой системы, которые могут и не соответствовать реальным потребностям общества.

Проведение бюджетной политики осложняется также существованием временных лагов, при этом «длина» лагов существенно различается по странам и, в свою очередь, определяется большим количеством факторов. Изучение данной проблематики является одним из наиболее сложных и спорных вопросов в современной финансовой науке, вместе с тем можно сформулировать общее правило, согласно которому чем меньше «длина» временных лагов, тем более эффективно государство выполняет свои функции.

Типичными для бюджетной политики являются лаг распознавания, лаг решения и лаг выполнения. Лаг распознавания представляет собой период между фактическим изменением экономической ситуации и тем моментом, когда такие изменения обнаружены. Существование лага распознавания обусловлено тем, что в современных условиях экономическая система представляет собой весьма сложный объект для статистического изучения.

Лаг решения представляет собой разрыв между моментом осознания необходимости действий и моментом принятия решений. Например, если правительство сталкивается с необходимостью корректировки бюджетной политики, то в этом случае исполнительной властью должны быть подготовлены соответствующие законопроекты, которые подлежат рассмотрению в парламенте. Это может потребовать значительного времени, в течение которого экономическая ситуация может существенно измениться и потребовать принятия иных мер.

Кроме того, на практике существует временной разрыв между моментом принятия решения и началом его фактической реализации. Данный временной отрезок носит название лага выполнения.

Важным фактором, определяющим результативность бюджетной политики, является качество рыночных институтов. Любые меры бюджетной политики могут быть результативными только если институциональная среда подготовлена для адекватной реакции на них. Неподготовленные меры не только не приводят к желаемым результатам, но и вызывают дальнейшее обострение ситуации (например, массовая приватизация в условиях отсутствия механизмов защиты прав собственности и конкуренции, увеличение государственных расходов при отсутствии эффективных механизмов контроля за их использованием).

В настоящее время разработан ряд программных документов в области бюджетно-налоговых преобразований, в частности, «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)», «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)», а также «Сценарные условия функционирования экономики в 2003 году и на период до 2005 года». Кроме того, в бюджетном послании Президента России на 2004 г. изложены основные цели бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Их анализ позволяет выделить основные направления государственной бюджетной политики России. В качестве главной цели бюджетной политики как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе рассматривается стимулирование экономического роста. В основе бюджетной политики заложен принцип профицитности бюджета, обеспечивающий финансирование расходов бюджета в соответствии с доходами. К стратегическим ориентирам и направлениям бюджетной политики России, зафиксированным в указанных документах, относятся:

- продолжение налоговой реформы;

- реформирование системы социального обеспечения;

- превращение расходной части федерального бюджета в инструмент достижения важнейших социально-экономических приоритетов;

- реформирование государственного сектора;

- совершенствование процедур формирования госзаказа;

- продолжение пенсионной реформы.

Формально данные направления деятельности Правительства РФ указывают на изменение приоритетов государственной бюджетной политики -с исключительно финансовой стабилизации на реформирование налоговой системы, а также пересмотр структуры государственных расходов с учетом стоящей перед страной задачи стимулирования и поддержания экономического роста в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, основные задачи бюджетной политики, обозначенные в Бюджетных посланиях Президента в 2001-2004 гг., в значительной степени совпадают, что свидетельствует о низкой степени их фактического выполнения.

Особенно это касается проблем повышения эффективности государственных расходов и управления государственной собственностью. Бюджетные средства по-прежнему расходуются крайне неэффективно и оценка их социально-экономической результативности отсутствует. Бюджетные расходы и находящаяся в руках государства собственность пока мало способствуют решению стратегической задачи формирования рыночной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Отсутствует система количественных и качественных критериев эффективности расходования государственных средств. Цели, на достижение которых они направлены, также не обозначены количественно, что затрудняет контроль за их исполнением и указывает на декларативный характер государственных программ реформирования бюджетной сферы. Таким образом, к числу наиболее значимых проблем государственных финансов России относится оценка эффективности бюджетной политики. В частности, большое практическое значение имеет оценка влияния различных статей расходов бюджетной системы на темпы экономического развития с учетом накопленного опыта в странах с развитой рыночной экономикой.

Проведение бюджетной политики, ориентированной на обеспечение экономического роста, осложняется инертностью, некомпетентностью и чрезмерной численностью бюрократического аппарата. Коррупция среди государственных служащих приобрела массовый характер, что также не может не оказывать искажающего воздействия на бюджетную сферу.

Как отмечается в послании Президента РФ Федеральному собранию на 2001 год, неоднократные попытки сокращения бюрократического аппарата не привели к желаемым результатам. Более того, наблюдается прямо противоположная тенденция: число работников органов государственной власти выросло с 882 тысяч в 1993 году до более чем миллиона в настоящее время.

Проведение административной реформы, направленной на общее сокращение числа государственных служащих и оптимизацию структуры органов государственного управления, является необходимым условием эффективной бюджетной политики. Конечными результатами такой реформы должно стать снижение коррупции, повышение эффективности расходов на государственное управление и улучшение его качества.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Модели и индикаторы экономической безопасности отраслей национальной экономики
О проекте концепции продовольственного рынка и его функционирование в интересах государства
Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование лизинговой деятельности в РФ
Финансовые аспекты реформы ЖКХ
Вернуться к списку публикаций