2009-07-07 21:49:06
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики



Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики


Избыточное государственное вмешательство в экономику во многих случаях приводило к негативных последствиям, связанным с ослаблением рыночных механизмов саморегуляции и чрезмерной бюрократизацией, однако сама необходимость государственного регулирования экономики не вызывает сомнений.

Проблема укрепления государства и повышения эффективности системы государственных финансов особенно актуальна для России, что связано с необходимостью формирования рыночных институтов, поддержания социальной стабильности, упразднения избыточных административных барьеров, препятствующих развитию частного предпринимательства, а также обеспечения рациональной аллокации финансовых ресурсов государства. Несмотря на все своеобразие российской экономики, она неизбежно интегрируется в мировую экономику, испытывая на себе не только выгоды, но и связанные с этим сложности. Это усиливает не только потребность адекватного участия государства в дальнейшей трансформации экономической системы, но и необходимость повышения эффективности самих механизмов государственного вмешательства в соответствии с требованиями современной глобальной экономики.

Необходимость решения задачи укрепления государства настоятельно диктуется теми обстоятельствами, в которых находится Россия. К их числу можно отнести:

- состояние, в котором пребывает российская экономика, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в 2000-2003 гг.;

- недостаточная интегрированность российской экономики в мировую экономическую систему на фоне все увеличивающегося отставания России от стран с развитой рыночной экономикой;

- слабость частного предпринимательства, а также отсутствие надежных механизмов защиты собственников;

- чрезмерная бюрократизация экономики;

- криминализация отношений между участниками рыночных трансакций.

Задача укрепления государства в России включает комплекс различных мер и соответствующих механизмов их реализации. При этом институциональные преобразования, необходимые для построения цивилизованной рыночной экономики, являются ключевым элементом реформ. Основным ограничителем эффективности рыночных преобразований в России является несоответствие институтов финансового регулирования базовым функциям государства в рыночной экономике, выражающимся в производстве общественных благ и формировании благоприятных условий для экономического развития.

Процесс реформирования государственных финансов в России идет медленно и противоречиво. Для выявления особенностей системы государственных финансов, сложившейся в России, целесообразно рассмотреть классификацию, приведенную в таблице 1. Ни один из двух приведенных типов не встречается в чистом виде, но первый в большей степени присущ слаборазвитым странам, второй - государствам с развитой рыночной экономикой.

Таблица 1

Типы системы государственных финансов

«Рыхлый» тип «Плотный» тип
Разграничение общественных (государственных) и частных финансов Переплетение собственности и интересов через широкое участие государственных органов и чиновников в предпринимательской деятельности, а предпринимателей -в управлении государственной собственностью; создание преимуществ отдельным частным предприятиям Четкая грань между государственными и частными организациями; упорядоченность и прозрачность финансовых потоков; отстранение лиц, контролирующих государственные финансы, от предпринимательской деятельности, а действующих предпринимателей - от решающей роли в аллокации финансовых ресурсов государства
Целеполагание в системе
государственных финансов
Осуществляется в значительной мере на основе обычая и личного усмотрения; ключевую роль играют структуры исполнительной власти Осуществляется через детальные процедуры, установленные законом; ключевую роль играют представительные органы
Деятельность
государственного
аппарата
Ориентация на индивидуальные представления о благе государства и эффективности, что в конечном счете приводит к ориентации на частные интересы Ориентация на официально одобренные цели и в значительной мере формализованные критерии эффективности;

Государственные финансы современной России имеют многие признаки, присущие «рыхлому» типу. «Рыхлость» государственных финансов несовместима с эффективным выполнением государством его функций гаранта правопорядка, экономической и социальной стабильности и не может служить основой для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Между тем, без выполнения государством данных функций рыночная экономика не может эффективно развиваться. Развитие рынка в России в решающей мере зависит от способности создать в обозримые сроки «плотный» сектор государственных финансов, ориентированный на решение стоящих перед страной задач.

Преодолеть сложившуюся ситуацию возможно лишь обеспечив разграничение частных и государственных финансов, повысив уровень «прозрачности» и эффективности государственных программ и проектов; передавая в частный сектор все, что способно адекватно действовать в рыночной среде и непосредственно не связано с исполнением государством своих функций. Следует отходить от тех форм государственного регулирования, которые связаны с большими затратами и положительный эффект которых не очевиден. Разделение государственных и частных финансов связано прежде всего с необходимостью отделить чиновничество от собственности и предпринимательской деятельности и не исключает реализацию контрактных форм сотрудничества, широко используемых в странах с развитой рыночной экономикой и основанных на принципах «транспарентности».

Дебюрократизация экономики и повышение качества управления государственными финансами продолжает оставаться одной из главных задач государства. Повышение эффективности работы государственного аппарата предполагает, в частности, его сокращение, и четкое определение возложенных на него функций. Укрепление институтов государственной власти имеет приоритетное значение с точки зрения перспектив повышения эффективности системы государственных финансов.

Финансовый механизм государственного регулирования экономики призван обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития, при этом на первое место выходит проблема поиска путей эффективного использования финансовых ресурсов государства. Проблема эффективности использования финансовых ресурсов государства во многом порождена слабостью стимулов к их сбережению. Их действие блокируется рядом факторов, связанных с отсутствием конкуренции, а также сложностями процедур контроля и оценки эффективности при производстве общественных благ. Кроме того, существенное влияние оказывают политические факторы, связанные с заинтересованностью руководителей различных властных структур в принятии тех или иных решений по распределению финансовых ресурсов государства. Преодолеть низкую эффективность использования ресурсов можно на основе гибкого сочетания мер административного и рыночного характера. Финансовое регулирование социально-экономических процессов должно быть нацелено на более точное и полное выявление общественных потребностей, аллокацию ресурсов в соответствии с данными потребностями, и применение системы оценок социально-экономической результативности соответствующих проектов.

Опыт многих государств с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшая составляющая повышения эффективности государственного финансового регулирования экономики связана с внедрением рыночных механизмов и вовлечением в процесс производства общественных благ частного бизнеса. Возможности такого партнерства в России серьезно ограничиваются слабостью частного сектора, тем не менее в долгосрочной перспективе по мере его развития и формирования необходимых институциональных предпосылок такое взаимодействие способно обеспечить решение многих социально-экономических проблем. Возможности повышения эффективности ресурсов государства связаны также с расширением практики финансирования конечных потребителей. Экономия бюджетных средств может быть достигнута за счет развертывания конкуренции за финансирование.

В центре внимания при реформировании государственных финансов должны находится не только их масштабы, но и качественные аспекты, связанные с эффективностью выполнения государством его функций. Таким образом процесс реформирования системы государственных финансов в России должен быть направлен на достижение большего их соответствия по масштабам, структуре и эффективности потребностям постиндустриального общества.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Актуальные проблемы социальной защиты населения
К проблеме определения объекта права собственности на земли сельскохозяйственного назначения
Основные модели региональной политики в федеративных государствах: политологический анализ политической теории и практики зарубежных стран
Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Место государственного долга в современной бюджетной политике
Вернуться к списку публикаций