2009-07-07 21:49:06
ГлавнаяГосударственное регулирование и политика — Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики



Государственные финансы в системе регулирования рыночной экономики


Анализ приведенных характеристик позволяет сделать вывод о том, что количество классических общественных благ крайне ограниченно. Более того, провести четкую грань между частными и общественными благами достаточно сложно. К чистым коллективным благам с определенной долей условности можно отнести защиту прав собственности, обеспечение обороноспособности государства, освещение улиц и т.п.

Между классическими общественными благами и частными благами находится множество благ, которые можно охарактеризовать, как «не полностью общественные» и «не полностью частные». Такие блага носят название «смешанных» и могут производиться как государством, так и частным сектором, например, строительство дорог, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования.

Предоставление общественных благ является объективной предпосылкой государственного вмешательства в экономику посредством проведения финансовой политики. Сфера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, очень велика. Основная проблема в рамках этого воздействия связана с нахождением правильного для данных условий соотношения роли рынка и государства.

П. Самуэльсон, отмечает, что экстерналии, т.е. внешние эффекты, возникают, когда одни экономические субъекты «навязывают» другим связанные со своей деятельностью издержки или обеспечивают им выгоды.

По результату воздействия на других экономических субъектов экстерналии можно разделить на положительные и отрицательные: внешние эффекты положительны, если они увеличивают производительность и полезность для внешнего субъекта; отрицательные внешние эффекты, напротив, ее снижают.

Существование внешних эффектов также выступает в качестве обоснования необходимости государственного регулирования экономики, минимизирующего отрицательные внешние эффекты и максимизирующего положительные.

В большинстве случаев отрицательные внешние эффекты связываются с проблемами экологии, представляющими серьезную угрозу для общества. Между необходимостью максимизации конкурентоспособности национальной экономики как стратегической цели государственной политики и задачами охраны окружающей среды существует противоречие. В условиях усиления экономической глобализации оно не может быть полностью устранено. Тем не менее смягчить его остроту может активное использование бюджетно-налоговых механизмов.

Минимизация отрицательных экстерналии, связанных с загрязнением окружающей среды, имеет для России особую актуальность, так как конкурентные преимущества ее экономики связаны с производством металлов, добычей нефти, экспортом древесины, химической промышленностью, которые являются особенно опасными для экологии и требует значительных вложений в охрану окружающей среды. Однако затраты как государства, так и частного сектора на природоохранные мероприятия незначительны и не соответствуют масштабу проблемы. Интернализация внешних эффектов предполагает гибкое применение инструментов бюджетной политики, в частности:

- прямых государственных инвестиций в экологические проекты, способных оказать «мультипликационный» эффект и способствовать укреплению конкурентных позиций российской экономики;

- повышения уровня изъятия природной ренты, которая может быть использована как источник финансирования экологических проектов и разработки передовых технологий в данной сфере.

Кроме того, механизмом косвенной государственной поддержки экологических проектов является дотирование процентных ставок по кредитам, предоставление участникам таких проектов научно-технической информации, поиск иностранных инвесторов, и т.д.

В современных условиях не только частные экономические субъекты, но и само государство может производить как положительные, так и отрицательные внешние эффекты. К классическим примерам, характеризующим положительные внешние эффекты деятельности государства, относятся поддержка науки, образования, медицины.

Государственные расходы на фундаментальные научные исследования производят положительные внешние эффекты на других субъектов через распространение полезного знания. Поскольку частные права на новое знание не удается защитить в течение длительного времени и вложенные в фундаментальные научные исследования частные средства приводят, по существу, к созданию общественного блага, в условиях рыночной экономики может происходить относительное недопроизводство фундаментальных знаний, что служит одной из причин для бюджетного финансирования фундаментальной науки.

Образование всегда рассматривается как услуга, приносящая положительный внешний эффект. Государство стремится максимизировать социальные выгоды и расширить возможности образования в дополнение к тому, что предлагает рынок, путем предоставления субсидий частным учебным заведениям, или непосредственно через создание государственных учебных заведений.

Не менее важным является государственное финансирование здравоохранения. Развитие здравоохранения создает положительные экстерналии по двум направлениям. Во-первых, государственная поддержка здравоохранения обеспечивает увеличение человеческого капитала как важнейшего фактора экономического роста. Во-вторых, здравоохранение являясь сложным высокотехнологичным комплексом, связанным с многими секторами промышленности и сферы услуг, способно создать положительные экстерналии для многих высокотехнологичных отраслей.

Сложность проблем, связанных с анализом внешних эффектов, производимых государством, заключается в том, что понятия внешних эффектов и общественных благ тесно связаны между собой. Точно определить потребности в общественных благах невозможно. Производство государством общественных благ может приводить не только к положительным, но и к отрицательным экстерналиям.

В реальных экономических условиях не существует как идеальных рынков, интернализирующих все отрицательные внешние эффекты, так и государственной политики, производящей только положительные внешние эффекты. Задача государственного финансового регулирования экономики состоит в том, чтобы минимизировать отрицательные внешние эффекты и максимизировать положительные, находя адекватное каждой ситуации сочетание рыночных сил и государственного воздействия.

Как известно в рыночной экономике государственное регулирование осуществляется с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам воздействия относятся административно-правовые регуляторы, к косвенным - финансовые. Первые играют роль институционального фундамента для проведения государственной финансовой политики.

Перед государством стоит задача проведения финансовой политики, корректирующей «недостатки» рынка и способствующей таким образом экономическому развитию. Вместе с тем государственное вмешательство далеко не всегда приводит к достижению желательных результатов, что может быть вызвано «недостатками» самого государства, которые связаны, прежде всего, с неравномерным распределением информации, несовершенством политического процесса, влиянием бюрократии и временными лагами. Поэтому проведение финансовой политики предполагает мониторинг ее эффективности и своевременное принятие мер по устранению возможных негативных последствий.

Усиление роли государства в развитых странах, происходившее в течение второй половины XX века, обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. С одной стороны, усиление государственного влияния на экономику объясняется тем, что государство берет на себя решение новых проблем, которые раньше находились вне сферы его внимания. Создание и развитие институтов государственной поддержки экспорта, формирование высокообразованных трудовых ресурсов, обеспечение доступности и достоверности информации для экономических субъектов - данные аспекты деятельности государства оказываются все более значимыми для экономических субъектов. С другой стороны, во многих случаях увеличение бюджетного финансирования связано с желанием бюрократии получить доступ к «бесплатным» бюджетным средствам, что ведет к росту государственных расходов в долях ВВП и увеличению налогового бремени, серьезно препятствующему для экономическому росту.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Государственное регулирование АПК, как условие стабильного функционирования региональных продовольственных рынков
Обеспеченность продовольствием - экономическая основа продовольственной безопасности
Бюджетная политика в механизме управления государственными финансами России
Бюджетная политика как инструмент государственной поддержки научно-образовательного комплекса
Аспекты профессионализма в системе государственной службы
Вернуться к списку публикаций